Минфин продолжает реализацию взвешенной бюджетной политики и собирается за счет накопления госрезервов оградить экономику России от внешних шоков, таких как изменение рыночной конъюнктуры и санкции, сообщил министр финансов Антон Силуанов в эфире телеканала РБК.
«Россия должна превратиться во вторую Норвегию, которая совершенно не чувствовала изменений ценовых колебаний на нефть, которые проходили последние несколько лет, за счет того, что проводила взвешенную и консервативную бюджетную политику», - сказал Силуанов.
К началу 2018 г. Минфин благодаря бюджетному правилу по резервированию дополнительных нефтегазовых доходов увеличил Фонд национального благосостояния (ФНБ) до 4,5 трлн руб., что составляет около 5% ВВП (1,5% из них инвестированы в инфраструктурные проекты, остальное приходится на ликвидную часть). Кроме того, бюджет получил около 3 трлн руб. (около 3% ВВП) дополнительных нефтегазовых доходов, привел данные Силуанов.
Прежде чем резервы будут вкладываться в новые проекты, необходимо сформировать достаточную подушку безопасности, которая позволила бы стране независимо от рыночной ситуации и санкционного давления безболезненно существовать три года, отметил министр.
«Считаю, что общий объем средств, которые мы должны накопить в ФНБ, незадействованных в инфраструктурных проектах, должен быть не ниже 7%, а может быть и более, - с тем, чтобы мы могли профинансировать наши обязательства в течение трех лет независимо от того, как сложится ситуация на мировых рынках сырья или с [санкционными] ограничениями или с оттоком капитала», - подчеркнул Силуанов.
Среди потенциальных для российской экономики рисков министр выделил только угрозу расширения санкций США. Американские власти в рамках нового санкционного пакета рассматривают в том числе возможность ввести ограничения на приобретение российских гособлигаций.
С 2019 г. в России планируется изменить налоговую систему, коррективы призваны ускорить экономический рост, увеличить собираемость налогов и улучшить инвестклимат, рассказал Силуанов. Правительство внесет соответствующий законопроект в Госдуму в весеннюю сессию. По словам министра, готовящиеся поправки не предусматривают увеличение налоговой нагрузки, они направлены на сокращение теневого сектора и улучшение налогового администрирования. Силуанов подчеркнул, что после проведенной реформы налоговые условия не будут кардинально меняться в течение шести лет.
Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект о порядке обращения именных сберегательных (для физлиц и предпринимателей) и депозитных (для юрлиц) сертификатов. Он также исключает норму о сертификатах на предъявителя.
По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, законопроект с 1 июня 2018 г. исключит возможность обращения и передачи данных ценных бумаг без учета личности. «Запрещаются не обычные сберкнижки, которые мы все знаем, которые мы в детстве видели, а сберкнижки на предъявителя. То есть те, в которых не записано, кто является владельцем, так как это создает коррупциогенные риски, а также риски отмывания средств», - сказал замминистра финансов.
По его словам, на данный момент в рамках сберкнижек на предъявителя нет спроса, при этом по депозитным сертификатам на предъявителя спрос составляет в районе 490 млрд руб. «В основном это сертификат Сбербанка, и, к сожалению, в рамках текущего закона мы знаем, кто его купил и кто его предъявил к погашению. При этом, как он там и где потом передается, мы не знаем», - заявил Моисеев.
Согласно законопроекту по именным сберегательным и депозитным сертификатам процентная ставка не может быть изменена в одностороннем порядке. Вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами, как и вклады физических лиц, подлежат включению в систему обязательного страхования вкладов. Вклады, удостоверенные депозитными сертификатами как вклады юридических лиц, исключены из системы страхования вкладов. Депозитный сертификат может удостоверять вклады, владельцы которых добровольно отказываются от предъявления требований по досрочному возврату средств.