Объёмы торговли РФ с США и странами ЕС с 2014 года значительно увеличились, невзирая на санкции. Это вызывает сомнения в действенности подобных штрафных мер в долгосрочной перспективе, пишет The Wall Street Journal. Тем более что многие западные компании и даже правительства ищут способы обойти введённые ограничения и восстановить экономические связи с Россией, и многим это удаётся.
Торговля между Россией и Западом продолжает набирать обороты даже в условиях ухудшения отношений между странами, и это вызывает сомнения по поводу долгосрочного действия экономических санкций на Москву, пишет The Wall Street Journal.
США и крупнейшие европейские страны, в том числе Германия и Франция, увеличили свой экспорт в Россию и импорт из неё в 2017 году, и сейчас их товарооборот с Россией достиг наиболее высокого уровня с 2014 года. Эта перемена, однако, может продлиться недолго, отмечает издание. После того как Вашингтон в этом месяце обнародовал новые санкции в отношении высокопоставленных чиновников и крупных компаний из России, рынки и некоторые западные фирмы в стране начали пересматривать распределение своих инвестиций.
{banner_banner1}
Как сообщается в статье, Россия преодолела экономический кризис, и её ВВП в прошлом году увеличился, составив 1,6%. В то же время общий объём торговли между ЕС и Россией вырос на 17,9% по сравнению с 2016 годом и составил $285,8 млрд. Торговый оборот США с Россией в этот период также вырос на 12,5%. Кроме того, существенно повысились инвестиции из некоторых европейских стран.
Подъём в торговле, произошедший за прошлый год, вызывает вопросы об эффективности санкций, пишет американская газета. Они могут причинить большой ущерб за короткое время, но их действие слабеет, когда предприятия, а иногда даже правительства ищут способы обойти барьеры и восстановить экономические связи.
В прошлом году во Франции, Германии и Италии произошёл значительный рост торговли с Россией на 26,5%, 19,5% и 17,3% соответственно. «Дым рассеялся, и теперь компании могут лучше оценить, какую лицензию на экспорт им стоит использовать, а у какой нет шансов», — прокомментировала нынешнюю ситуацию Моника Холлахер из Союза машиностроителей Германии.
По мнению автора статьи, это особенно верно для таких стран, как Германия и Италия, которых связывает с Россией долгая история торговли и инвестиций, а также множество давно существующих организаций, деятельность которых направлена на развитие сотрудничества. Как отмечает официальный представитель немецкого Министерства экономики, заседания Российско-германской стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов не противоречат внешней политике Германии: «Диалог с Россией должен продолжаться. Отчасти цель Российско-германской стратегической рабочей группы состоит в том, чтобы достичь этого даже в тяжёлые времена».
{banner_banner2}
Франко-российский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам приостанавливал свою деятельность в 2015 году, однако затем был восстановлен Эммануэлем Макроном, который занимал в то время пост министра экономики. Помимо этого, в Екатеринбурге организуются встречи Российско-итальянской рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса.
Как отмечает The Wall Street Journal, торговля — это лишь один, наиболее заметный, аспект экономических связей между Европой и Россией. Другим являются инвестиции, которые не прослеживаются через статистику импорта и экспорта. Прямые капиталовложения Германии в Россию выросли до $1,08 млрд за первые три квартала 2017 года с $274 млн в 2016 году. Французские капиталовложения за тот же период увеличились с $438 млн до $524 млн. Это отчасти можно считать отражением улучшившегося бизнес-климата в России при нормализации цен на нефть, снижении местных затрат на рабочую силу, а также восстановлении рубля. В индексе Всемирного банка за 2018 год Россия поднялась на 35-е место из 190 — в 2016 году она занимала 92-ю позицию.
Немецкая автомобильная компания Daimler сейчас строит в Московской области сборочный завод стоимостью €250 млн. Её конкурент BMW в следующем году должен объявить о строительстве нового российского завода под Калининградом. Крупнейший автопроизводитель Германии Volkswagen в прошлом году продлил свой договор с российскими партнёрами до 2025 года.
Некоторые европейские компании принялись развивать российский бизнес, даже когда эти связи угрожали уже устоявшимся отношениям с американскими партнёрами, подчёркивает издание. В прошлом году немецкая фирма PSI, занимающаяся разработкой программного обеспечения в сфере энергоснабжения, промышленности и инфраструктурного управления, получила заказ от «Газпрома» с одним условием: продукция PSI больше не должна зависеть от баз данных американской корпорации Oracle. Из-за этого требования компания PSI взяла на себя обязательство выстроить свои планы на ближайшие 3—5 лет таким образом, чтобы стать независимой от американской Oracle.
Как сообщается в статье, крупнейший иностранный инвестор в России, французский автопроизводитель Renault, в 2017 году зафиксировал рост продаж на 12% и заявил, что в этом году ожидает роста российского автомобильного рынка почти на 10%, а это в 10 раз быстрее, чем во Франции или в Европе. Более 80% автомобилей Renault, продаваемых на российском рынке, производятся в России.
Преобладающие интересы французского нефтяного гиганта Total также находятся в России, в том числе его флагманский проект по экспорту сжиженного природного газа. В компании уверяют, что санкции со стороны ЕС и США не оказали существенного влияния на её деятельность в России, сообщает The Wall Street Journal.