Шведская модель противостояния коронавирусу признана провальной

Опубликовано 20 ноябрь 2020.
Власти Швеции признали, что их эксперимент противостояния пандемии коронавируса без карантина провалился. Ожидаемый коллективный иммунитет не возник и не смог предотвратить усиление эпидемии осенью - Швецию накрыла вторая волна.

До октября в этой стране уровень заболевания был одним из самых низких в Европе; бывали дни, когда среди жителей Швеции никто не умирал от COVID-19. На этом фоне ВОЗ ставила шведскую модель в пример.

Однако, агентство общественного здравоохранения Швеции признало, что его прогноз относительно второй волны пандемии коронавирусной инфекции в стране осенью оказался ошибочным.

Главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, который стал идеологом осуждаемой всем миром шведской модели, считал, что осенью эпидемиологическая ситуация в стране будет лучше, чем у соседей, вводивших карантинные ограничения, благодаря выработке коллективного иммунитета.

На деле оказалось, что число госпитализированных с COVID-19 в Швеции сейчас растет быстрее, чем в любой другой стране Европы. Каждый пятый тест в Стокгольме дает положительный результат, пишет издание Financial Times.

Шведский вирусолог Лена Эйнхорн, которая изначально критиковала выбранную властями стратегию борьбы с пандемией, считает подход провалившимся.

"Четыре дня назад у нас было в восемь раз больше случаев [заражения коронавирусом] на душу населения, чем в Финляндии, и в 3,5 раза больше, чем в Норвегии. А у них ситуация осенью должна была быть хуже, потому что у нас должен был появиться иммунитет", - отметила Эйнхорн.

Весной, когда страны одна за одной вводила локдаун, Швеция, а также Беларусь, решили пойти своим путем - без каких-либо жестких ограничений. Если белорусский лидер Александр Лукашенко отрицал опасность вируса, то в Швеции рассчитывали на выработку коллективного иммунитета.

Коллективный иммунитет - это состояние популяции, когда ее большая часть становится устойчивой к заболеванию, защищая тем самым остальных, у кого иммунитета нет. По разным оценкам, для его появления необходимо, чтобы вирусом переболели 40-60 процентов населения. Считалось, что такие цифры будут достигнуты уже летом.

Однако в июне главный эпидемиолог Тегнелл все же признал, что стратегия страны относительно COVID-19 привела к чрезмерному числу смертей, прежде всего среди пожилых и в домах престарелых. В июле в Швеции была создана комиссия для расследования подхода властей к борьбе с коронавирусом.

При этом в октябре, когда европейские страны начали возвращаться к жестким карантинам из-за второй волны пандемии, в Швеции была относительно стабильная ситуация и многие посчитали, что в действительности шведская стратегия работает.

Газета New York Times писала, шведские власти и общество сделали больше для борьбы с пандемией, чем многие могут подумать на первый взгляд. Отмечалось, что главное, в чем шведы были правы, так это то, что коронавирус останется надолго, поэтому рушить экономику и ставить под угрозу устойчивость всего общества совершенно неприемлемо.

Журнал Economist тогда отмечал, что в Швеции было в пять раз больше смертей на душу населения, чем в соседней Дании, и примерно в десять раз больше, чем в Финляндии или Норвегии, но из-за этого не пришла вторая волна.

Но сохранить экономику не удалось, несмотря на то, что она является одной из самых сильных в Европе. Доход только за второй квартал 2020 года сократился на 8,3 процента, что является худшим показателем, чем в других скандинавских странах. О других плюсах и минусах в материале Стратегия Швеции против COVID-19.

Основа шведской стратегии - это широкомасштабное тестирование и отслеживание контактов, а также добровольность. В середине октября, когда стало ясно, что вторая волна все же наступит в Швеции, власти начали менять подход.

Новые правила позволяют региональным органам здравоохранения просить граждан избегать общественных мест, таких как торговые центры, музеи, библиотеки, бассейны, концерты и тренажерные залы.

Также граждан могут попросить держаться подальше от общественного транспорта или избегать посещения пожилых людей или других групп риска. Правила носят исключительно рекомендательный характер и не являются требованием. Штрафы, конечно, также не вводятся.

Весенняя история повторяется - в соседних странах ситуация снова лучше. В последнее время уровень заражений в Дании составлял половину, а в Норвегии - менее трети от шведских показателей. Финны и вовсе регистрируют наименьшее число новых случаев COVID-19 на континенте - в десять раз меньше, чем в Швеции, отмечает издание Der Spiegel.

На этой неделе премьер-министр Швеции Стефан Левен выступил с предупреждением, что ситуация будет ухудшаться, поэтому все должны принимать ответные меры.

В качестве конкретной меры он объявил о принятии парламентом нового закона, ограничивающего максимальное количество встречающихся в публичном месте людей до восьми человек, включая кинотеатры, театры и религиозные собрания. Также, возможно, закроют школы.

Однако носить маски не рекомендуются. В Швеции считают их эффективность недоказанной наукой в достаточной мере. "Маски, по его мнению, создают ложное чувство безопасности", - говорит Тегнелл.

Противников Тегнелла в Швеции очень мало. В эту группу входят некоторые профессоры и врачи, объединившиеся в Научный форум COVID-19. 27 человек из них недавно опубликовали в газете Aftonbladet призыв, в котором требовали "радикальных мер" против пандемии".

"Катастрофа приближается", - написали эксперты. Они процитировали управляющего одной из больниц в университетском городе Уппсала: "Мы находимся в свободном падении, ситуация значительно хуже, чем весной".

На сегодняшний день в десятимиллионной Швеции выявили 200 тысяч случаев коронавирусной инфекции, из которых летальными оказались 6,3 тысячи. За последние сутки зафиксировали 3,5 тысячи новых случаев. Рекорд был поставлен 13 октября, когда нашли почти семь тысяч инфицированных.
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости