Какой из штаммов коронавируса сейчас штурмует Москву? Наш, исконно московский, о существовании которого заговорили отечественные эпидемиологи? Или, может быть, тот самый жуткий индийский В.1.617, опасность которого, как предполагают, заключается в том, что циркулирующие в организме антитела на него не действуют? Но как он попал в столицу? Ведь туристического сообщения у России с этой страной в данный момент нет. Мы выяснили, какие лазейки находят наши соотечественники, чтобы оказаться в солнечной Индии.
Накануне Дня России на встрече с президентом после церемонии вручения государственных премий и золотых медалей «Герой Труда» заместитель директора Центра им. Гамалеи Денис Логунов сообщил, что на «достаточно важный на сегодняшний день» индийский вариант коронавируса иммунная система реагирует гораздо хуже.
Ученый отметил, что у этой разновидности вируса есть две ключевые мутации в той части вириона, которая отвечает за прикрепление к заражаемой клетке организма. Из-за них иммунная система проявляет меньшую активность к этому штамму — до двух-трех раз хуже. На основании каких исследований были сделаны такие выводы доктор биологических наук не уточнил.
В переводе с медицинского на бытовой это может означать, что привитые и переболевшие, скорее всего, не имеют защиты от индийского штамма В.1.617.А их антитела не просто бесполезны. Они могут принести вред.
То есть чисто теоретически, как предполагалось ранее, привитые от коронавируса и переболевшие COVID-19 не должны были бы заболеть индийским штаммом SARS-CoV-2. Но если иммунитет по каким-то причинам ослаблен, как у многих переболевших и иммунизировавшихся, то с высокой долей вероятности защита не сработает. Логунов подчеркнул, что такие случаи заражения не должны быть частыми. Он лишь отметил их сравнительно большую вероятность. Насколько высокую, мы видим по возросшим цифрам заболеваемости.
Собственно говоря, об этой особенности некоторых патогенов было известно уже давно. Это называется «антигенный имприндинг» по-научному. Говоря поэтическим языком, такое явление можно назвать «ускользанием от антител».
Кристиан Дростен, известный немецкий вирусолог, специализирующийся на коронавирусах, в недавнем интервью предположил, что дельта-мутация, B.1.617 SARS-CoV-2, которая была сперва зафиксирована в Индии, а теперь уже в Англии и в некоторых других странах и на 60% контагиознее всех предыдущих штаммов, способна поразить людей с антителами. То есть тех, у кого в крови есть знаменитые IgG, на которые все сегодня буквально молятся.
Если же говорить совсем простым языком, то механизм такого воздействия прост: вирус мутировал, а иммунная система по какой-то причине при его проникновении в организм начала штамповать антитела «старого образца», которые производила ранее, не желая перестраиваться на новые рельсы.
Получается, в этом случае лучше не иметь никаких антител вовсе, тогда есть шанс отделаться легким испугом. Как известно, штамм ведет к глухоте, гангрене и ампутации конечностей.
О том, что на фоне пандемических волн вирус отбирает доминирующие варианты, способные преодолевать иммунитет человека, созданный за счет специфичных к вирусу антител, было известно уже давно. Однако какое-то время к этому не прислушивались.
Предполагалось, что чем больше вирус приобретает распространение в популяции, тем сильнее он слабнет. Он же не хочет убить своего хозяина? Потому что это означает и его собственную гибель. Значит, вынужден приспосабливаться. SARS-Cov-2 очеловечивали, додумывая за него, что он хочет, а что нет. В то время как смерть конкретного человека, носителя инфекции, по большому счету находится вне вселенной вирусов.
А летальность COVID-19 до последнего времени была достаточно низкой, чтобы можно было надеяться, что распространители опасной инфекции разом вымрут, унеся вирус вместе с собой в могилу. Тем паче, что самые опасные суперспрейдеры, способные заразить от трех и более человек, болеют легко или вообще бессимптомно.
Но почему В.1.617 зародился именно в Индии? И мог ли именно он вызывать сегодняшнюю вспышку в Москве? Начнем с того, что в Индии в прошлом году все было относительно стабильно. Так казалось властям. Так казалось простым индусам. Ну совсем как у нас еще месяц назад.
А тем временем туда стекались варианты вируса из Европы, Африки, США, Пакистана, Непала, они мешались между собой и мутировали... В октябре прошлого года в отобранных образцах был впервые обнаружен вариант B.1.617, имевший 13 мутаций, менявших его свойства в сторону большей заразности с одновременным ускользанием от специфических антител, другая мутация позволяла ему обойти некоторые иммунные реакции организма. Это стало результатом искусственного отбора (в понимании Чарльза Дарвина, результатом так называемого селективного давления, оказанного на популяции вирусов человеком).
Индийский вариант SARS-CoV-2 составил 70,4% образцов, собранных в течение недели, закончившейся 25 марта, по сравнению с 16,1% тремя неделями ранее. Как раз в этот момент, несмотря на все предостережения специалистов, были ослаблены последние меры эпидконтроля над населением. Да и сами люди, измучившись за год эпидемии, устроили пир во время чумы. В буквальном смысле пустились во все тяжкие. Ездили на свадьбы, поминки, похороны...
Мои знакомые, живущие в Индии, за две недели до начавшейся катастрофы, выкладывали на своей странице в соцсети фотки с многочисленных домашних вечеринок. Толпы народа веселятся у бассейна.
В конце концов произошло то, что произошло.
«Сейчас можно уповать только на то, что Москву накрыл свой штамм, а не разновидность индийского», — держат кулаки специалисты. Они надеются на то, что границы с Индией на замке. Хотя на самом деле это не совсем так. И все желающие попасть из России в Индию и обратно могут спокойно это сделать.
«Не терпится погреться на пепелище? В Индии принято сжигать тела умерших», — в специализированных чатах одни россияне, находящиеся сейчас в Индии, отговаривают других, мечтающих о путешествии, отправиться туда.
А третьи дают практические советы, как это можно сделать. Говоря, что Индия большая страна, ситуация везде разная и, если очень хочется, то есть варианты. И не надо ничего бояться.
«Можно оформить бизнес-визу, правда, делается это не быстро, нужны подтверждающие документы от фирмы, что вам к ним надо, ну и настойчивое общение с посольством», — дала мне совет Лариса, проживающая на Гоа. Я представилась девушкой, которой вот прямо невтерпеж слетать к океану. «Я понимаю, что сейчас не самый сезон, но я так привыкла отдыхать у вас, готова отдать любые деньги!»
«Еще можно получить медицинскую визу. Надо договориться о лечении в аюрведической клинике, и вам, скорее всего, разрешат въезд. Но обычным туристом сюда, к сожалению, вы точно пока не попадете», — расстроила она меня. «Но если вы все-таки доберетесь, то лучше в Москву пока не возвращайтесь, отсидитесь у нас, сейчас-то ситуация, слава богу, нормализовалась. Тем более что все снова сидят по домам. А в России с нашим разгильдяйством ни к чему хорошему такие поездки не приведут».