Персонал колледжа и студенты ранее не наблюдали агрессии и опасности от первокурсника, который пришел на занятия с ружьём.
После стрельбы в транспортном колледже в Барабинске, которую устроил 16-летний студент Илья И., Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье "Покушение на убийство общеопасным способом". Главная версия — подростка травили в колледже, он пришёл с ружьём своего отца, чтобы отомстить обидчикам. У следователей уже много вопросов к руководству учебного заведения по организации воспитательной работы, антитеррористической защите и охране колледжа. Под следствие попадёт и отец ученика, который нарушил правила хранения огнестрельного оружия. Это уже четвёртый случай за нынешний год, когда ученики расправляются со своими сверстниками в учебных заведениях.
"Вы надо мной подшутили"
Следователи уже восстановили события 10 мая в Барабинском филиале Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н. А. Лунина. Занятия в колледже уже начались, а Илья опоздал на полчаса. Зашёл в кабинет с ружьём и произнёс: "Вы надо мной подшутили, теперь я над вами подшучу". И выстрелил в ближайшего к нему однокурсника — 18-летнего Дмитрия Болденкова. Тот получил пулю в руку.
В классе началась паника, двое ребят — 18-летний Гасанов Гасим Агагуль-Оглы и 17-летний Даниил Н. — сразу выпрыгнули в окно. Впоследствии их доставили в больницу с переломами из-за падения с большой высоты. Остальные по команде учителя ринулись в соседнее помещение. Но Илья не стал никого преследовать. Он вышел в коридор, и через мгновение там прогремел выстрел, — подросток развернул к себе ружьё и застрелился.
— Он зашёл, направил ружьё и без прицела выстрелил. Тут у нас как раз парта на первом ряду напротив входа, и он попал в парня, который за ней сидел, — рассказал силовикам преподаватель Иван Козлов. — В первую секунду даже было такое впечатление, будто это проверка какая-то очередная. Но потом я понял, что дела нешуточные и сразу крикнул: "Всем ложиться!" Но [Илья] почти сразу вышел. Там есть ещё кабинет у нас, лаборатория. Я учеников туда загнал. Проходит несколько минут, и он опять заходит. Видит, что в классе уже никого нет. Я его попытался успокоить. Я ему говорю: "Что с тобой случилось? Успокойся, смотри, что ты здесь делаешь, может, дома у тебя что-то не в порядке, или где? Что произошло-то?" Он молча развернулся и вышел. И через несколько секунд в коридоре раздался выстрел. Я выбежал, смотрю — он лежит.
Всё произошло на глазах у 48-летнего преподавателя колледжа Ивана Козлова, который обучает студентов энергетике.
Дробь угодила однокурснику Ильи в плечо. Парня с сильнейшим кровотечением потащили в кабинет медсестры. Рука была так изуродована, что медсестра колледжа, непривычная к открытым огнестрельным травмам, не смогла справиться с эмоциями.
— Когда пацану руку прострелили, его привели в медицинский кабинет. И медик испугалась, она не смогла его перевязать. Из-за того что было плечо раздроблено, она просто убежала. Руку в итоге перевязала какая-то другая женщина, кажется, даже учительница, — утверждает один из однокурсников пострадавшего. — Я проходил мимо медицинского кабинета. Там вся кушетка в крови, и какая-то женщина сидит плачет.
Коридоры и этажи колледжа напоминали сцены из фильмов ужасов.
— Шёл по первому этажу, там всё в крови, — продолжает студент. — Вся стена обмазана кровью, какие-то куски мяса... Я в шоке.
Полиция и скорые прибыли достаточно быстро. Спецслужбы оцепили колледж, эвакуировали детей. Раненых забрали в больницу. С некоторыми подростками работали психологи, чтобы помочь справиться с шоковым состоянием.
Следователи уже возбудили дело о покушении на убийство общеопасным способом (ст. 30-я, ст. 105-я УК РФ). В Барабинск из Новосибирска (около 300 км) выехал главный следователь Новосибирской области генерал-майор Андрей Лелеко. Дело взял на контроль глава СК РФ Александр Бастрыкин.
Стрелок и следствие
Следователи отрабатывают несколько версий. Основная — по мотиву мести из-за того, что Илья подвергался травле со стороны однокурсников.
Колледж готовит для структур РЖД будущих машинистов, слесарей подвижного состава, электромонтёров, бригадиров-путейцев. Лучших сразу после выпуска трудоустраивают в РЖД. Неизвестно, какую специальность выбрал Илья.
По неподтверждённой информации, в этот колледж он пошёл по наказу отца, но сам не горел желанием там обучаться. По крайней мере, в последние дни он на учёбе не появлялся. Илья проучился колледже 8 месяцев. За это время он не завёл ни одного друга. Однокурсники говорят, что тот был замкнутым, необщительным парнем. Да и сокурсники, похоже, его не принимали. Как знать, может, отчасти эта неприязнь довела его до идеи разобрать отцовское ружьё и, сложив его в рюкзак, пронести через охрану.
Следственный комитет уже начал доследственную проверку в отношении чоповцев. По словам пресс-службы СКР, их проверяют по статье 238-й УК ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности"). Поводом стали показания одного из очевидцев — якобы охранник отсутствовал на рабочем месте, когда Илья проходил через рамку металлоискателя.
Охраняет колледж новосибирский ЧОП "Сириус". Договор на охрану всех зданий обошёлся техникуму в 3,1 млн рублей за год. Владелец "Сириуса" Юрий Спольник сам родом из Барабинска и утверждает, что произошедшее в колледже стало для него полной неожиданностью. Он даже не смог толком ответить на вопрос, стоят ли там на входе рамки-металлоискатели.
— Это вопросы к руководству колледжа, мы же эти рамки не устанавливаем. Это администрация решает вопрос, ставить им рамки, не ставить. К ЧОП претензий нет. Охранник на месте был, документы, лицензии — всё в порядке, — оправдывался владелец ЧОП. — В целом могу сказать, что у них пропускная система довольно приличная. Всё работает. Ребята пользуются для прохода электронными карточками [учащегося]. Так что произошедшее — стечение обстоятельств.
Параллельно началась доследственная проверка в отношении руководителя колледжа, где учился Илья. Заведующего филиалом Алексея Шлыкова уже допрашивают, поэтому для комментариев он недоступен, сообщили Лайфу в секретариате учебного заведения. Пресс-служба СКР пишет, что руководство техникума примеряют к делу о халатности (статья 293-я УК РФ), повлекшей смерть человека.
Следователи примеряют к уголовному делу о небрежном хранении оружия родителей нападавшего (статья 224-я УК РФ). Ружьё "Иж-15", с которым парень пришёл на учёбу, принадлежит его отцу. По закону оружие должно храниться в металлическом шкафу под замком. Отец же, который работает вахтовым методом, подолгу не бывает дома и, вероятно, поэтому плохо контролировал сохранность ружья. Для этого члены следственно-оперативной группы наведаются по месту жительства матери Ильи Светланы. Семья живёт в типовой кирпичной пятиэтажке на окраине Барабинска. Уже в двух шагах панельки сменяются рядами частных домов, за которыми — пустырь. Рядом промзона, гаражный кооператив.
Не исключено, что следствие заинтересуется и сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних МВД. В Барабинске ПДН возглавляет Михаил Иванов, однако его телефоны весь день не отвечали. Они должны следить за потенциально неблагополучными подростками, склонными к агрессии. Именно из-за бездействия инспекторов ПДН, по версии следствия, подросток напал на одноклассников и учительницу в башкирском Стерлитамаке месяцем ранее.
Опять подросток с ружьём
Упомянутая резня в башкирской школе стала третьей с начала года в российских учебных заведениях. Первый случай в 2018-м произошёл в Перми. Двое старшеклассников в масках напали на учеников школы № 127. Они ворвались в учебное заведение с ножами, напали на учительницу и четвероклашек. Пострадали три человека. Второй случай — всего через неделю, в посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ. Подросток с топором и коктейлем Молотова ворвался в школу, зашёл на урок, где занимались ученики седьмого класса, и в буквальном смысле стал всех резать. В этой бойне пострадали семь человек.
Пожалуй, счёт подобным историям в современной России открыл "школьный стрелок" Сергей Гордеев. Сын силовика, он пришёл на урок в московскую школу с карабином и ружьём, где застрелил учителя и прибывшего на место стрельбы полицейского.
Детский психолог, старший преподаватель на кафедре детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАПО) Елена Морозова говорит, что количество нападений растёт из-за общей невротизации общества, из-за проблем в семье и плохого психологического сопровождения в школах.
— Тенденция к росту [агрессии] есть, без сомнения. Причин множество, они комплексные: нельзя сказать, что это только Интернет, только семья или только окружение. У детей копятся неудовлетворённость, отчаяние, неспособность справляться с собственными проблемами. Отсутствие понимания, поддержки внутри семьи, в классе. Подростки — самая уязвимая категория. И если на это не обращать внимания вовремя, не помогать им, то, к сожалению, количество таких случаев будет расти, — считает Морозова. — Все душевные силы и модели поведения мы черпаем в семье. Поэтому прежде всего мы должны научить своих детей преодолевать проблемы, научить распознавать свои эмоции и правильно на них реагировать.
Однако с этим, продолжает Морозова, у большинства родителей проблемы. Они работают не покладая рук, стремясь обеспечить семью материально, но духовно они "теряют" ребёнка.
— Мы зарабатываем на ребёнка, на его образование, на медицинское обслуживание, но в итоге мы теряем ребёнка, — говорит она. — Не обращается должное внимание на воспитание детей. Им сложно даже ориентироваться в системе тех ценностей, которые мы им транслируем.
Школьные психологи, говорит Морозова, в ориентировании среди ценностей помогают мало.
— Раньше школа была способна помочь родителям [в воспитании], большую толику на себя брала. Это и дополнительные кружки, и разные мероприятия, — считает Морозова. — А сейчас семья сама по себе. Я не вижу, чтобы школа сейчас что-то делала, очень редко такое бывает. А школьные психологи недостаточно квалифицированы. Это профанация — из педагога за десять месяцев курсов сразу сделали психолога. В школе должны быть психологи, но они не должны подчиняться администрации.
В этих условиях психиатр советует родителям внимательнее присматриваться к поведению своих детей, чтобы не "потерять" их.
— В первую очередь надо любить детей. Это значит — понимать, это значит — чувствовать, приходить на помощь. Если у вашего ребёнка всерьёз и надолго портится настроение, если появляются вспышки агрессии, значит, есть на то серьёзные причины, — рассказывает врач. — Попробуйте говорить с ним сами. Если он по каким-то причинам не раскрывается лично вам, может, он будет более откровенным с бабушками-дедушками. Но ни в коем случае нельзя давить, увещевать и ругать.