По просьбе следователей СК России, которые расследуют причины массового расстрела студентов Керченского политехнического колледжа, жертвами которого оказались более 20-ти человек, а 51 были ранены, работники столичного ФГУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского" проведут посмертную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу главного обвиняемого — Владислава Рослякова.
Психиатр-криминалист с 30-летним стажем Михаил Виноградов рассказал Лайфу некоторые подробности посмертной психолого-психиатрической экспертизы, которую проведут по 18-летнему Владиславу Рослякову.
По его словам, именно сотрудники ФГУ "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского" являются сейчас в России лучшими специалистами по таким сложным исследованиям.
— Бригада специалистов института выедет в Керчь, где совместно с местными коллегами будет опрашивать родственников Владислава Рослякова, преподавателей колледжа, его однокурсников, свидетелей расстрела, соседей, — рассказывает Лайфу Михаил Виноградов.
По его словам, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза позволит выяснить состояние психического здоровья умершего, психологические особенности его личности, ответить на вопросы, страдал ли он на момент смерти либо на определённую дату каким-то психическим расстройством. Если да, то экспертиза позволит выяснить, каким именно, а также степень расстройства с медицинской точки зрения.
— Всем им зададут вопросы: страдал ли человек каким-либо расстройством, какие у него были психологические особенности и так далее. Это необходимо для того, чтобы определить, осознавал ли Росляков, когда расстреливал людей, свои действия, — пояснил Виноградов.
По словам Михаила Виноградова, посмертная судебно-психиатрическая экспертиза считается довольно сложной и длится до 35 дней.
— В ходе проведения экспертизы психиатры изучают поведение умершего, его физическое и психическое здоровье при жизни, а также показания свидетелей и возможные причины отклонения в поведении, — рассказывает психиатр-криминалист Виноградов.
По словам эксперта, в большинстве случаев охарактеризовать его действия позволяет физическое здоровье. Специалисты, как правило, выявляют у таких людей неврологические расстройства, вызывающие отклонения в поведении, которые и приводят к таким трагедиям, как в Керчи.
Михаил Виноградов рассказывает Лайфу, что в первую очередь эксперты проверят, не наблюдался ли Владислав Росляков у психиатра и не стоял ли на учёте.
— Кроме того, специалисты из института им. Сербского изучат видео и другие документы с места преступления, — говорит Виноградов.
По его словам, поскольку эксперты будут полностью лишены основного метода психиатрического исследования — интервьюирования пациента, —экспертизу доверят только самым высококвалифицированным психиатрам. Главным фактором успеха посмертной экспертизы будет максимальный сбор всех материалов, касающихся психического состояния умершего. Очень поможет, если медики ещё при жизни фиксировали состояние Рослякова, например, во время медкомиссии на получение лицензии на оружие. Также эксперты исследуют образцы его почерка, текстов, видео- и аудиозаписи из жизни умершего, если такие сохранились.
Результаты экспертизы могут быть впоследствии зачитаны в суде. Нюанс заключается в том, что, принимая во внимание невозможность подтверждения факта психического расстройства другими доказательствами, выводы посмертной экспертизы принимаются судом в качестве доказательства по делу.