Телефонное мошенничество - один из наиболее популярных способов заработка российских заключенных. Главная цель злоумышленника – отправить СМС потенциальной жертве, установить живой контакт, а дальше – дело техники.
«Сработать дело и поднять бабло» - так на тюремном сленге звучит фраза «заработать деньги преступным путём». Даже оказавшись в местах не столь отдаленных, заключенные продолжают копить средства на сытую жизнь после освобождения. И если пошивом одежды или металлообработкой можно заработать 4 тысячи в месяц (средняя зарплата российских заключенных - данные ФСИН), то мошеннические действия, как правило, приносят куда больший доход. Самый частый способ незаконного обогащения – телефонное мошенничество.
Один из возможных сценариев выглядит так: на телефон потенциальной жертвы приходит СМС: «Карта заблокирована, если вы не проводили операцию – позвоните по номеру». Главная цель злоумышленника – установить живой контакт с человеком, оказавшимся в стрессовой ситуации. Нередки случаи, когда клиент попытается связаться по номеру, указанному в сообщении. Дальше – дело техники. На другом конце провода мошенник, представившись сотрудником банка, просит назвать данные карты: номер, срок действия, CVV2, код-пароль, полученный по СМС, и т.д.
СМС-мошенничество шагнуло так далеко, что неискушённому человеку крайне сложно отличить настоящее сообщение банка от послания, составленного аферистом. Однако можно свести риски остаться без денег на карте к минимуму. Специалисты советуют не звонить по телефону, указанному в СМС.
Вместо этого нужно воспользоваться номером колл-центра, который указан на официальной странице банка. Нельзя сообщать код проверки, который пришёл на телефон, третьим лицам – даже сотрудникам финансовой организации. Они могут оказаться мошенниками. Адвокат Алишер Захидов также советует не хранить все финансы на одной банковской карте:
Надо иметь какую-то другую расчётную карту, с которой вы осуществляете платежи и храните на ней небольшое количество денежных средств для оплаты коммунальных платежей, штрафов ГИБДД, каких-то иных расчетов текущего плана. Тогда риски будут не так велики.
Фантазия телефонных мошенников в опустошении чужих карт не знает границ. В ход идут все способы – от обмана до шантажа. Правозащитник и член ОНК Москвы Елена Абдуллаева поделилась с телеканалом «Царьград» случаем из своей практики:
У меня был подзащитный. Мне позвонили и сказали: «Если вы не переведете на эту карту деньги, то вашему подзащитному будет очень плохо – мы его убьем. Я подала заявление, нашли этого человека. Он оказался завхозом зоны. Только освободился, устроился завхозом и попался. Завели уголовное дело на него, однако всё закончилось штрафом для жены, так как сим-карта была оформлена на нее.
Телефонное мошенничество приносит злоумышленникам неплохие доходы. По данным МВД России, в 2017 году с «карточных» счетов клиентов банков было похищено свыше 1,5 миллиарда рублей. Примерно треть этого преступного заработка оказалась в карманах заключенных. Эксперты, опрошенные телеканалом «Царьград», говорят: несмотря на официальный запрет, обзавестись телефоном, находясь в местах не столь отдаленных, не так сложно. Полковник ФСИН в отставке Василий Макиенко рассказал даже об экзотических способах их «доставки»:
«Сим-карты и мобильные телефоны продолжают поступать в учреждения. Способы разные – путём переброса, родственники приносят на свидания или завербованные сотрудники содействуют, в последнее время даже были попытки с помощью дронов доставлять средства связи».
Но всё же самым популярным и простым способом остается передача средств связи через коррумпированных сотрудников колонии. Об этом рассказала правозащитник и член ОНК Москвы Елена Абдуллаева:
В основном это происходит так: заключенному предлагают купить телефон, и редко кто откажется, потому что хотят пообщаться с родственниками. Родственники на воле покупают телефон, передают его какому-то человеку, который проносит его в камеру, и ему за это платят. Проходит какое-то время. Этот телефон при обыске изымается и продается в другую камеру. Это очень хороший заработок для сотрудников ФСИН.
В Федеральной службе исполнения наказаний об этой проблеме знают. Заместитель директора ФСИН Валерий Максименко рассказал, что еженедельно у заключенных изымается до тысячи телефонных аппаратов. То, что меры контроля усиливаются, подтвердил и полковник ФСИН в отставке Василий Макиенко: «ФСИН России начала принимать меры по противодействию этому. Стал проводиться усиленный досмотр, в некоторых учреждениях появились различные приборы - как в аэропортах. Но, несмотря на это, сим-карты и мобильные телефоны продолжают поступать в учреждения».
Кроме того, в колониях практикуется установка различных «глушилок», которые подавляют сигнал сотовой связи. Однако это не всегда возможно, особенно когда колонии и изоляторы находятся в зоне жилой застройки, так как телефоны обычных людей тоже блокируются. Специалисты говорят: самым эффективным способом борьбы с телефонным мошенничеством в колониях является «прослушка» сотовых каналов. Для этого во ФСИН есть специальное подразделение. Если его сотрудники фиксируют какие-то телефонные переговоры, то тут же удаленно блокируют сим-карты. Тем не менее сил на то, чтобы устранить проблему, не хватает, рассказал Василий Макиенко:
Для ФСИН поимка телефонных мошенников - это не основная функция. Чтобы решить проблему, должна быть совместная и плодотворная работа правоохранительных органов. Должно быть тесное взаимодействие со структурами МВД, которые занимаются экономическими преступлениями и мошенничеством.
Правозащитник и член ОНК Москвы Елена Абдуллаева предложила еще один способ борьбы с телефонными злоумышленниками. По её мнению средства связи в колониях нужно разрешить:
Я как правозащитник выступаю за легализацию телефонной связи в местах лишения свободы. Человеку будут выдавать в какое-то определенное время телефон, и он сможет позвонить. У каждого заключенного в телефонной книжке будут три номера, например, жена, брат и сестра. На остальные номера очень легко поставить блокировку. На мой взгляд, это уберет коррупционную составляющую проноса телефонов.
Телефонное мошенничество – проблема, которая требует комплексного подхода, в том числе и российских сотовых операторов. За первые 9 месяцев года «Мегафон» вместе с ФинЦЕРТом (Центром мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере - структурное подразделение Департамента информационной безопасности ЦБ), банками и компаниями из сферы информационной безопасности проверил 3000 мобильных номеров. Треть из них была заблокирована из-за признаков мошенничества. Пока это капля в мобильном море, однако в следующем году масштабы проверок предполагается увеличить как минимум втрое.