В последние недели то и дело происходят скандалы, связанные с нелепыми высказываниями представителей правящего класса в адрес обычных граждан.
Так, депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Вострецов отметился предложением людям, которые не могут быть депутатами, идти на биржу труда.
«Любой человек хотел бы работать в Госдуме. Кому это было очень надо, те и пошли в депутаты. А тем, кому это было почему-то не надо, — идите на биржу труда. Не можешь заинтересовать работодателя своими профессиональными навыками — иди работай руками», — в частности, сказал Вострецов.
Вострецов является членом комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Согласно декларации о доходах, он заработал за 2017 год 5,5 млн рублей. Ему принадлежат три земельных участка, две квартиры в России, одна в Болгарии, при этом он также безвозмездно пользуется квартирой 126,5 квадратных метров на срок полномочий депутата.
Несколькими днями ранее глава Карелии Артур Парфенчиков в переписке с жительницей региона в ответ на вопрос о закрытии в населенном пункте детского сада посоветовал ей сидеть дома с ребенком до 3 лет, договариваться с бабушками или нанять няню. Он заметил также, что к нему обращаться бесполезно. «Пусть о вашем ребенке отец его, деды думают», — написал глава Карелии и удалил жительницу из друзей. После того, как поднялся публичный скандал, Парфенчиков извинился за высказывание.
Еще ранее угодил в скандал врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов, заявивший на встрече со студентами Елецкого государственного университета, что если молодых людей не устраивают цены, то проблема в том, что они мало зарабатывают.
Еще ранее Ольга Глацких, руководитель департамента по молодежной политике Свердловской области, заявила на встрече с молодежью, что им «государство ничего не должно» и что «никто не просил вас рожать». Сейчас чиновница отстранена от должности на время служебной проверки.
Общество стало внимательнее к чиновникамГлава Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов считает, что нынешняя почти непрерывная череда скандалов связана не с увеличением количества неудачных высказываний чиновников, а с более пристальным вниманием к них со стороны общества на депрессивно-негативном фоне.
Сейчас информационная среда способствует большей открытости, а чиновники как люди более традиционные сложнее адаптируются, рассуждает политолог Михаил Захаров.
«Если в 2000 году помощник губернатора мог спокойно позволить себе любые высказывания, вплоть до угроз за отказ правильно проголосовать, то сегодня у каждого второго его слушателя есть телефон с камерой и его слова могут моментально попасть в интернет и стать достоянием общественности. Как и школьных учителей, прорабатывающих учеников на предмет участия в несанкционированных акциях протеста. Примеров потрясающих по цинизму высказываний всегда имелось достаточно, вроде высказывания об отстреле бомжей одного из зауральских градоначальников. Сейчас к этому приковано чуть большее внимание», — считает Захаров.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко также отмечает уменьшение в обществе терпимости к таким высказываниям. Он говорит, что есть вопросы и к внутренней идеологии чиновников, и к снижению их коммуникативных навыков.
Развязавшиеся языки у чиновников и депутатов — это следствие технократизации внутренней политики в стране и усиления монетаристов в финансово-экономическом блоке правительства, считает политолог Максим Жаров.
«Раньше безответственная болтовня депутатов и чиновников на тему „мы вам ничего не должны“ пресекалась в зародыше с помощью жесткого, постоянного и всеобъемлющего медиапланирования деятельности правительства и депутатского корпуса. Сейчас этого нет, поэтому депутаты и чиновники предоставлены сами себе. Они видят, что Кремль при назначении персоналий на ответственные должности в правительстве и губернаторском корпусе демонстративно педалирует отсутствие у этих людей каких-либо навыков коммуникации с населением. По мнению чиновников и депутатов, если Кремль отменил для них коммуникацию с населением, значит, отныне им разрешены и речи вроде „мы вам ничего не должны“. Они так считают, хотя власть гласно или негласно им этого не разрешала. В этом и состоит главная причина происходящего сегодня», — говорит Жаров.
Говорит о разрыве коммуникации между чиновниками и простыми людьми и глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «Иногда что-то выдернуто из контекста, иногда что-то притянуто за уши, иногда это реальная глупость и оторванность от жизни нормальных людей. Но все сейчас слилось в один поток. Работает презумпция виновности. Думаю, что это отражение смены настроений в стране. Внимания к чиновникам и их неудачным высказываниям стало больше. Общество ищет виноватых. Ну, а чиновники зачастую просто не понимают, как изменился мир с развитием соцсетей. Степень раздраженности людей во внимание тоже не принимается», — резюмирует Калачев.