
После восьми лет работы Госдума приняла во втором чтении и намерена до конца сессии принять в третьем многострадальный закон «Об ответственном обращении с животными». Но многие важные положения документа если и станут явью, то нескоро, а болезненный вопрос о регистрации кошек и собак вообще вынесен за скобки.
Законопроект был внесен в Госдуму в 2010 году. Первое чтение прошел в 2011‑м. До второго добрались лишь сейчас. Глава думского Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов («ЕР») доложил коллегам: проведено более 100‑совещаний, согласительных комиссий, «круглых столов», текст согласован с 28 федеральными ведомствами, более 50 регионов его поддержали, по 200 писем от зоозащитников в день приходит иногда на Охотный Ряд…
Этот документ про домашних животных, животных в зоопарках, цирках, дельфинариях, на притравочных станциях и про безнадзорных животных. Впервые в российском законодательстве появляются слова о том, что человек должен относиться «к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания». Запрещается истребление животных при массовом отлове, а хозяин, если не хочет или не может больше держать дома питомца, обязан будет пристроить его в приют или в хорошие руки. Впервые прописаны общие правила работы приютов и право волонтеров их посещать. Запрещаются бои животных, стравливание их друг с другом…
После прочтения текста становится очевидно: многие положения закона пока работать не будут.
Например, требование при выгуливании «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения» домашних животных при пересечении автодорог, в лифтах, во дворах, на детских и спортивных площадках вступает в силу сразу. И требование «обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территории общего пользования», то есть собирать экскременты, и обязанность выгуливать животных только в местах, специально отведенных для этой цели органами местного самоуправления, — тоже. Но места для выгула определены далеко не везде. К тому же за нарушение вышеупомянутых и других требований закон обещает административную ответственность, но такой статьи в Кодексе об административных правонарушениях нет. Правда, статья 245 Уголовного кодекса, где про «жестокое обращение с животными», уже переписана, наказания в ней ужесточены — но без базового закона, говорят эксперты, она все равно «спит».
Но даже когда в КоАП появятся меры ответственности за нарушения правил выгула — что в них толку, если обязательной регистрации домашних животных в России нет? Анатолий Грешневиков («СР») заявил в зале пленарных заседаний, что без нее «закон выхолощен»: как доказать, что собака именно этого гражданина бегала без поводка в неположенном месте и укусила кого-то? Г‑н Бурматов согласился. По идее, с 2016 года в соответствии с действующим законодательством о ветеринарии все домашние животные должны уже состоять на учете, но «Минсельхоз до сих пор не издал правил регистрации и учитывает только некоторых сельскохозяйственных животных — свиней, коров и пчел». По словам депутата, в письме, которое получил профильный комитет, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев обещает в кратчайшие сроки проблему решить.
И это не единственная проблема. Десять подзаконных актов должно разработать правительство, а три — федеральные органы исполнительной власти. Без этого многие требования закона — пустая оболочка без содержания. И потому до 1 января 2020 года отложено вступление в силу ряда важных статей закона. Еще в течение года псы «потенциально опасных пород» смогут гулять вместе со всеми прочими — правительство должно сначала утвердить перечень этих самых потенциально опасных пород собак. До 1 января 2020 года можно покупать диких животных, чтобы держать их в квартирах или домах, хотя в принципе это законом запрещается: правительство должно разработать перечень животных, запрещенных к содержанию в жилых помещениях…
На год откладывается и введение в силу статей об организации приютов для безнадзорных животных и о государственном и общественном контроле над ними. Причем регионы не обязаны будут создавать такие приюты — они лишь получают право их создавать. А ведь закон предписывает обязательное размещение сведений о поступивших туда животных в Интернете, десятидневный карантин, лечение, кастрацию — все это потребует не только желания, но и средств.
Цирки, зоопарки, зоосады, зооцентры, дельфинарии и океанариумы должны будут до 1 января 2020 года получить лицензии. Контактные зоопарки вроде бы запрещают — но разрешают контакт человека с животным, если у животного есть укромное место, где оно может спрятаться. Кстати, требования к проведению культурно-зрелищных мероприятий с участием животных тоже потом пропишет правительство, и потому статья про контактные зоопарки тоже вступит в силу только через год.
Вице-спикер Ольга Тимофеева («ЕР»), которая раньше возглавляла Комитет по экологии, подтвердила, что закон начнет работать не сразу, но он создает базу для наведения порядка. На большее рассчитывать, видимо, пока невозможно.