Во Внуково чуть не произошло столкновение самолетов из-за английского языка

Опубликовано 15 январь 2016.
В распоряжении LifeNews оказалась стенограмма переговоров диспетчера и пилота самолёта бизнес-класса, летевшего из Гомеля во Внуково. Это воздушное судно едва не столкнулось с военным Ту-134 неподалёку от Внуково. Судя по переговорам, одна из причин опасного сближения — трудности перевода на английский язык. К таким выводам пришли в Росавиации, куда поступил отчёт об инциденте.

Оба воздушных судна следовали на эшелоне 150 по пересекающейся траектории. С экипажем военного Ту-134 маршрута Шайковка — Рязань (Дягилево) диспетчер вёл переговоры на русском языке, а с бизнес-джетом, следовавшим по маршруту Гомель — Внуково, другой диспетчер, согласно правилам, разговаривал на английском языке.

Пилот бизнес-джета неправильно понял диспетчера, перепутав значение предлогов «at» и «in». Вместо того, чтобы сразу приступить к снижению и через 17 минут занять нижний эшелон, экипаж самолёта начал снижение, чтобы в 17 минут — в 13:17 оказаться в нужной точке.

В результате в нескольких километрах от Внуково бизнес-джет едва не столкнулся с военным Ту-134. Они оказались на одной высоте на критически близком расстоянии в три километра.

Ниже приведена стенограмма переговоров диспетчера и пилота самолёта бизнес-класса. Время указано по Гринвичу. Переговоры переведены на русский.

15:35:42 диспетчер:
- Т70КА, снижайтесь до эшелона 110. Занять эшелон через 17 минут. ( in 17 minutes)

15:35:52 экипаж бизнес-джета:
- Снижаемся 110, займём в 17 минут, Т70КА (at 17 minutes)

(Согласно расчёту диспетчера, борт должен был занять эшелон 110 в 15:53, но экипаж, подтвердив, что команду принял, допустил ошибку в понимании предлога и приступил к манёвру не через 17 минут, а в 17 минут — в 16:17 (13:17 по МСК), то есть через 24 минуты).

Уточняя принятие команды, диспетчер повторил:

15:35:58 диспетчер:
- Т70КА, подтвердите снижение до эшелона 110

15:36:05 экипаж бизнес-джета:
- Да, снижение до 110 Т70КА, занимаем 17 минут ( we reach 17 minutes)

Эта проверка не вскрыла недопонимание, а лишь укрепила уверенность собеседников в том, что команда воспринята правильно.

Тем временем полёт военного Ту-134 на эшелоне 150 уже разрешили и у ведущих борт диспетчеров сработала в так называемом мягком режиме система предупреждения опасного сближения. Но расстояние было допустимым и ожидалось снижение бизнес-джета через считанные секунды. Только манёвра всё не наблюдалось, система сигнализировала уже о том, что расстояние стало критическим. Ситуацию спас один из диспетчеров-стажёров.

15:57:54 диспетчер бизнес-джета
- Что за (…)? Смотрите 154, а этот 150!

15:57:57 диспетчер военного борта
- 42066, влево тридцать возьмите!

(Ту-134 (42066) НЕ ОТВЕТИЛ)

15:57:59 диспетчер бизнес-джета:
- Где? Справа?

15:58:01 диспетчер бизнес-джета:
-А мы отдали же его?

15:58:06 диспетчер Ту-134:
- 42066?

15:58:07 диспетчер ПК диспетчеру бизнес-джета:
- Снижай!

15:58:08 экипаж военного ТУ- 134 ответил своему диспетчеру:
- На приёме, 066

15:58:12 диспетчер военного борта экипажу Ту-134:
- 42066, справа под 90 борт на снижении

15:58:20 диспетчер бизнес-джета своему борту:
- Т70КА, снижайтесь немедленно до эшелона 110!

В этот момент расстояние между самолётами сократилось до 4 километров на высоте 4 550 метров, а через три секунды бизнес-джет сравнялся по высоте с военным бортом и расстояние сократилось до трёх километров.

15:58:25 экипаж Ту-134 уточнил у своего диспетчера:
- Подход, для кого информация, повторите

15:58:26 экипаж бизнес-джета своему диспетчеру:
- Снижаемся до 110, Т70КА

15:58:27 диспетчер бизнес-джета своему экипажу:
- Немедленно!

15:58:39 диспетчер военного борта своему экипажу:
- 42066?

15:58:31 экипаж военного самолёта своему диспетчеру:
- 42066, понял, вправо 30 занимаю

15:58:34 диспетчер военного борта исправил ошибку своего экипажа:
- 066 влево была команда!

15:58:38 экипаж военного борта подтвердил своему диспетчеру принятие команды:
- Влево 30, 066

15:58:45 диспетчер бизнес-джета своему экипажу
- Т70КА, работайте с Москва-подход на 123, 4

Экипаж принял и подтвердил

После этого система предупреждения опасного сближения между двумя бортами отключила сигнал тревоги.

15:58:49 диспетчер военного борта дал указание своему экипажу:
- 42066, с бортом разошлись, возьмите курс на Венев.

Виновными в авиационном происшествии эксперты называют диспетчеров, указывая на их недостаточную внимательность и квалификацию. Сближения самолётов удалось избежать благодаря бдительности стажёра, так как сигнал системы предупреждения был проигнорирован. Но окончательного решения о том, кто должен понести наказание, ещё не принято.
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости