Россия права: доклад Ричарда Макларена о повсеместном применении допинга в России, из-за которого спортсмены страны были отстранены от Олимпийских и Паралимпийских игр, не выдерживает юридической критики, полагает обозреватель Forbes. Этот документ был составлен без соблюдения процессуальных норм, обязательных в американской системе правосудия, а значит не может считаться справедливым и достоверным, объясняет журналист.
Российский министр спорта недавно заявил, что так называемый доклад Макларена, из-за которого российские спортсмены были отстранены от Олимпийских и Паралимпийских игр, не выдерживает юридической критики, пишет Рон Катц на страницах Forbes. По мнению обозревателя, этот доклад действительно сделан без соблюдения процессуальных норм, обязательных в американской системе правосудия.
Во-первых, любая процедура разрешения конфликтов требует нейтралитета, но канадский профессор права Ричард Макларен, назначенный «ответственным лицом», едва ли мог его соблюсти, отмечает журналист. В самом докладе указано, что он «раньше был членом независимой комиссии WADA из трех человек… которая обнародовала доклад о повсеместном употреблении допинга в российской легкой атлетике». Поэтому неудивительно, что Макларен повторил свои собственные выводы. Чтобы доклад был справедливым и достоверным, независимым лицом должен был стать человек, не связанный прежде с этой темой, полагает Рон Катц.
Во-вторых, как указано в американской конституции, у обвиняемого должно быть право ответить на заявления свидетелей со стороны обвинения, сообщает обозреватель. В докладе же приводятся цитаты свидетелей, имена которых не названы, а Россия не может защищать себя от безымянных обвинителей. Согласно утверждению Макларена, главный обвинитель России заслуживает доверия, но ни у Москвы, ни у кого-либо другого не было возможности устроить ему перекрестный допрос. Единственное, что точно известно о нем — он принимал участие в предполагаемых нарушениях, однако это не может быть гарантией того, что он говорит правду.
Наконец, в соответствии с процессуальными нормами необходимо принимать во внимание самые разнообразные сведения, а в докладе независимого лица этого сделано не было, подчеркивает Рон Катц. Макларен лишь «взял лучшее, что было на поверхности самой обширной доступной информации», и «не искал встреч с людьми, живущими в Российской Федерации, в том числе правительственными чиновниками». Все это подрывает доверие к докладу, констатирует обозреватель.
Без надлежащего процесса не может быть правосудия, а вести этот процесс нужно до того, как спортсмены крупнейшей державы оказываются отстранены от участия в Олимпиаде и Паралимпиаде, подытоживает Рон Катц. Помимо того, что наказанию подвергаются и невиновные спортсмены, в атлетике может случиться раскол, схожий с 1980 годом, когда США не участвовали в Олимпиаде, и 1984 годом, когда не участвовал Советский Союз. Если так и будет, это станет потерей как для атлетов, так и для их поклонников.