СМИ сообщили о возможной продаже ЦСКА Гинером

Опубликовано 04 октябрь 2016.
СМИ сообщили о том, что президент столичного ЦСКА Евгений Гинер задумался о возможности продажи клуба.

«Это Гинер все купил» — знаменитая кричалка фанатов московского ЦСКА, в которой поклонники красно-синего клуба пародируют болельщиков своих соперников, уверенных в нечестности побед армейской команды. Однако сегодня шутят, что «Гинер все продал». Вернее, если верить сообщениям ряда СМИ, хочет продать.

По информации анонимного источника «Советского спорта», президент ЦСКА Евгений Гинер всерьез задумался о продаже клуба. Это якобы связано с финансовой ситуацией внутри команды. Если верить изданию, перед игроками не погашены долги по выплатам премиальных за прошлый сезон.

Однако благодаря коту Матроскину мы знаем, что для того чтобы продать что-нибудь ненужное, сначала надо купить что-нибудь ненужное. Следовательно, чтобы продать московский ЦСКА, нужно им владеть. А кто является владельцем сильнейшей футбольной команды страны, мы как раз и не знаем. Можем догадываться, но наверняка сказать никто не может.

Чтобы попытаться понять, кому же принадлежит «армейский» клуб, мы решили вспомнить, кому он принадлежал до этого и как осуществлялся переход легендарной команды из рук в руки с начала 90-х годов, когда в нашей стране появилась частная собственность.
Министерство обороны

Вполне естественно, что после распада Советского Союза все подведомственные команды достались соответствующим структурам. Так московское «Динамо» принадлежало Министерству внутренних дел, «Локомотив» — железнодорожникам, а ЦСКА — Министерству обороны Российской федерации.

Первые изменения в структуре владельцев «армейского» клуба начались в 1994 году. Тогда Минобороны, поняв, что не может позволить себе содержание крупного футбольного клуба, требовавшего все больших и больших затрат, приняло решение привлечь в клуб акционеров. Тогда же 49% акций на условиях, которые так и не стали достоянием общественности, были проданы нефтяной компании «Конкордия-Гольф», президентом которой являлся бизнесмен Олег Ким. Он, кстати, пришел в ЦСКА не случайно. Его привел его хороший друг и главный тренер команды Александр Тарханов. Однако контрольный пакет акций все же оставался у Министерства обороны — 51%.

Правда, эта информация, которая ныне считается официальной, в 1996-1997 годах подвергалась сомнению. Согласно словам руководителя клуба, полковника Александра Барановского, представлявшего Министерство обороны, силовикам принадлежало порядка 60% акций. Ким же с Тархановым уверяли, что нефтяники владеют 68% акций, а Минобороны — лишь 32%. Они грозились все это подтвердить в суде, если до этого дойдет.

Тогда «армейский клуб» стоял на грани раскола. Минобороны, стараясь ослабить влияние Кима, назначило нового главного тренера — Павла Садырина. Тарханов старался склонить на свою сторону команду, что ему отчасти удавалось. На начало 1997 года были сразу две команды ЦСКА, готовые подать заявку в Премьер-лигу.

Чеченский «след»

Однако до суда и грандиозного скандала не дошло. Минобороны вышло из конфликта победителем. Армейское ведомство осталось владельцем контрольного пакета акций, а Олег Ким вынужден был расстаться со своей долей в клубе. Она была продана российской компании «Холдинг Коллегия» и офшорной структуре Armis sports group. За обеими компаниями стоял чеченский бизнесмен Шахруди Дадаханов. Его в тот момент, конечно, интересовала в первую очередь не клуб, а помещения, которыми он владел. Вскоре в спортивных манежах ЦСКА, располагавшихся по адресу Ленинградский проспект 39, вместо спортивных секций начали появляться коммерческие предприятия: магазины, рестораны, кафе и прочие заведения, с которых взымалась определенная арендная плата.

Вскоре, благодаря «серым» схемам Дадаханов увеличил свою долю в ЦСКА, став обладателем контрольного пакета акций. По одной из версий произошло это следующим образом: Министерство обороны взяло ссуду у неизвестной компании под залог 25,9% акций ЦСКА. Ссуда возвращена не была, а акции в скором времени оказались во владении структур Дадаханова. Так у Минобороны осталось лишь 25,1% акций — не контрольный, но блокирующий пакет, а Дадаханов стал владельцем 74,9% акций клуба и получил еще больше возможностей по использованию клубного имущества.

Дадаханов продолжил укреплять свои позиции в 1998-1999 годах. Бизнесмен задумал допэмиссию — выпуск огромного пакета акций клуба, которые он сам же и выкупил. Таким образом доля Министерства обороны сократилась до мизерных 0,6%. Владельцем 99,4% акций ЦСКА стал Дадаханов.В этот период он уже находился под следствием у МВД и ФСБ, однако раз за разом продолжал выходить сухим из воды. В этот период без вести пропала и не была найдена супруга Олега Долматова, а один из соучредителей московского ЦСКА бежал во Францию, попросив политического убежища, которое и было ему предоставлено. Дело по самому Дадаханову было закрыто ввиду отсутствия состава преступления.
На плаву Дадаханову в ЦСКА удавалось оставаться вплоть до 2001 года. Тогда уже начали появляться сведения об отмывании огромных средств с помощью футбольного клуба. Владельцы команды пытались убедить всех, что силовики всеми силами выжимают их из команды, пытаясь вернуть себе контроль над клубом. Как раз в этом году во главе ведомства встал Сергей Иванов, который до сих пор является рьяным поклонником «армейского» клуба.

Кто такой Гинер?

В итоге чеченским бизнесменам ничего другого не осталось, как расстаться со своими акциями. Сумма, за которую они были проданы, неизвестна до сих пор. Называются разные цифры — от 6 до 15 миллионов долларов.

Владельцами тогда могли стать и финансово-промышленная группа «Интеррос», которая принадлежит Владимиру Потанину, и отечественный авиагигант «Аэрофлот», который ныне является одним из спонсоров ЦСКА. Однако акции в итоге достались небольшой российской управленческой компании ОАО «АВО-Капитал» и английской структуре под названием Blue Castle Entertainment. Первая получила порядка 26,1% акций, вторая — 49% и еще 24,9% отошли обратно Министерству обороны. Уже позже стало известно, что 100% акций «АВО-Капитал» принадлежат как раз английской компании, которая таким образом консолидирует у себя пакет порядка 75,1% акций. Президентом клуба стал мало тогда известный Евгений Гинер.

Вскоре стало понятно, что новые владельцы готовы вкладывать в команды достаточно большие средства. Начал появляться интерес — кому же на самом деле принадлежит ЦСКА. Проведя свое расследование журналисты Forbes так и не смогли докопаться до истины, ограничившись лишь предположениями. Через очень длинную взаимосвязь компаний из Англии, Люксембурга, Голландии и Малайзии, имевших свои интересы на энергетическом рынке Украины, журналисты пришли к выводу, что фактическими владельцами ЦСКА могут выступать сам Евгений Гинер, а также бывший депутат Государственной думы, а ныне сенатор Александр Бабаков, Михаил Воеводин и Сергей Шаповалов.

Отчасти сведения журналистов о связи всей структуры с украинским энергетическим рынком подтверждаются аудиозаписью одного из заседаний исполкома Российского футбольного союза, на котором голос, предположительно принадлежащий Евгению Гинеру рассказывает о проблемах с бизнесом, базирующимся на Украине. Позже бизнесмен и президент ЦСКА сам подтвердил, что значительная часть его бизнеса находится на территории соседнего государства.

В 2012 году все 100% акций клуба были сосредоточены в руках владельцев компании Blue Castle Entertainment. Английская структура выкупила долю Министерства обороны (чуть менее 25% акций) за 353 тысячи долларов, тогда как балансовая стоимость этого пакета оценивалась в сумму −6,15 миллионов долларов. Эксперты предположили, что такая разница в цене может быть связана с тем, что эта транзакция стала частью большой сделке по покупке у Министерства обороны земли, на которой ныне располагается новый стадион ЦСКА.
Правда ли Гинер является владельцем московского ЦСКА, или у клуба есть и другие совладельцы, доподлинно неизвестно. Свое обещание раскрыть этот секрет президент ЦСКА пока не сдержал. Поэтому и не понятно, действительно ли Гинер может, а главное, хочет продать московский ЦСКА. Во всяком случае в команде эту информацию постарались опровергнуть.

«Думаю, что все вопросы надо адресовать автору данной информации и тому самому источнику, который близок к руководству клуба. Похоже только им ведомо, какие мысли посещают Евгения Ленноровича», — цитирует агентство «Р-Спорт» директора по связям с общественностью и информационной политике ЦСКА Сергея Аксенова.

Более реальным может оказаться продажа части акций столичного клуба ради привлечения в ЦСКА дополнительных инвестиций. Сам Гинер никогда не скрывал, что такая возможность существует. Но о продаже контрольного пакета акций речи до сих пор (по официальной информации) не велось.
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости