По крайней мере, к этому всё идёт в настоящее время — судя по неуспешным переговорам российских телевещателей и ФИФА.
До Кубка конфедераций в России остаётся чуть больше 100 дней, до чемпионата мира — чуть менее 500. Однако до сих пор нет соглашения Международной федерации футбола и российских телеканалов о покупке телеправ на показ домашнего турнира. Как уже открыто говорят российские вещатели, переговоры фактически зашли в тупик.
Вкратце напомним хронологию событий. В 2010 году Россия получила право проведения чемпионата мира по футболу — 2018. Переговоры о покупке телеправ начались во второй половине 2016 года и, как сообщает осведомлённый с их ходом источник Лайфа, пожелавший остаться анонимным, стороны сразу по-разному оценили стоимость объекта сделки.
ФИФА изначально выставила российским телевещателям астрономический ценник в 200 млн долларов, а отечественные медиа склонны были заплатить около 20 млн.
Такая диаметральная противоположность оценок связана с тем, что российские вещатели в последние годы "разбаловали" западных организаторов трансляций.
— Формально ФИФА определяет стоимость телеправ исходя из возможностей рекламного рынка той или иной страны. А по сути они думают: раз Россия готова иногда платить по 20 миллионов за показ боя Поветкин — Кличко, если экстренно покупается непонятно почему английская Премьер-лига за 8 миллионов в год, то, наверное, из русских можно попытаться вытащить побольше. За трансляцию вышеупомянутого боя в итоге заплатила "Роснефть". Вот ФИФА и думает: чего вам стоит попросить у ваших нефтегазовых компаний, "Газпрома" того же, ещё немного? В данном случае нерыночность российского телерынка сыграла злую шутку.
Права на показ Олимпиады, чемпионатов мира и Европы всегда покупались в складчину главными телеканалами, раньше Первым и ВГТРК, теперь — ещё и "Матч ТВ". В золотые докризисные годы ценник составлял около 20–30 миллионов долларов, говорит собеседник Лайфа.
Постепенно, утверждает источник, стороны сблизили позиции — после укрепления курса рубля ФИФА смягчила требования до 150 млн долларов. Сейчас их предложение составляет около 100 миллионов. Последнее российское предложение — 50–60 млн.
— Они не могут не отдать эти права, мы не можем не взять. Поэтому ситуация как-нибудь разрешится. Но надо понимать: в нынешней ситуации российским медиакомпаниям просто неоткуда взять столько денег, сколько запрашивает ФИФА. Скорее "зависание" переговоров — проблема для ФИФА, у них больше обязательств, им надо ещё и обозначить сумму остальным участникам телерынка, собственно, они и делают картинку.
Отметим, что российский спортивный рекламный рынок на самом деле сравнительно небольшой — уж точно не здесь организаторы будут делать основную кассу на чемпионате мира. Сразу на ум приходит провал с показом хоккейного Кубка Первого канала... самим Первым каналом, который отказался от трансляций в первый же день после низких рейтингов.
Сложность взаимодействия с ФИФА отмечал и генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман.
— Переговоры находятся в мёртвой точке, — заявил Файфман ТАСС. — Вопрос упирается в цену, она, на наш взгляд, сильно завышена. Пока не можем найти общий язык с новой командой ФИФА. Дедлайн — за месяц до Кубка конфедераций. Дальше становится сложно продавать рекламу, раскручивать трансляции. Возможно, сделка по чемпионату мира будет отделена от Кубка конфедераций и произведена позже.
Пресс-служба ФИФА в ответ на вопрос Лайфа о том, почему буксуют переговоры, заявила, что "комментариев на данную тему ни от кого из представителей федерации не будет".
Глава компании "Телеспорт" (занимающейся продажей спортивной рекламы и покупкой прав на телетрансляции) Пётр Макаренко в интервью Лайфу назвал цену ФИФА за трансляции ЧМ в 100 миллионов долларов "сумасшедшей":
— Выставленные ФИФА условия — бред сумасшедшего. Красная цена чемпионату — где-то 30 миллионов. Сейчас ситуация уже критическая, обычно всё решается гораздо раньше.
Так или иначе, переговоры продолжаются. По-видимому, после ухода с президентского поста ФИФА Зеппа Блаттера благостные дружеские отношения России и международной федерации перешли в чисто профессиональные, в которых есть бизнес и ничего личного. На решение бизнес-вопросов остаётся чуть менее пары месяцев.