Михалкову на заметку. 7 технологий, которые сделают кино иным

Опубликовано 30 январь 2019.
В 19 веке зрителям были страшны даже картинки с движущимися поездами. В 1999-м всех удивляли полеты Нео в цифровом пространстве. А в 2009-м стараниями «Аватара» 3D обосновалось в кинотеатрах. Прогресс в киноиндустрии неспешен, но уже завтра его могут ускорить новые технологии. Какие? Читайте в статье.

96 кадров в секунду
«Акварель». Первый в мире фильм с частотой 96 кадров в секунду. Вода на кадрах, сменяющихся с такой скоростью, выглядит сверхреалистично

Сегодня зрителя, пресыщенного всякими «Посейдонами», «Титаниками» и «Идеальными штормами», сложно поразить водными спецэффектами. И всё же одному российскому режиссёру в 2018-м удалось это сделать. Не понадобилось даже топить Ди Каприо и заставлять Джейсона Момоа жонглировать подлодками. Главная героиня ленты «Акварель» — вода во всех проявлениях. Виктор Косаковский снял первую в мире картину с частотой 96 кадров в секунду. Цифра оказалась наиболее подходящей, чтобы выразительно запечатлеть ненастье. «Когда мы видим дождь в кино, снятом с проекцией 24 кадра в секунду, — это обычный белый пунктир, всё сливается», — поясняет документалист.

Правда, с монтажом и прокатом возникли трудности. Поэтому специально для показа «Акварели» на внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля «Нон-фикшн» сконструировали уникальный проектор. Режиссёр уверен, что изменил кинематограф. Мол, как только публика увидит кино с частотой 96 кадров в секунду, она не захочет смотреть ничего другого. Что ж, ждём следующего «Аквамена» в этом формате.

Недорогой реквизит на 3D-принтерах

«Чёрная пантера». В этой картине элементы костюмов делали не модельеры, а 3D-принтеры

Реквизит — одна из самых дорогостоящих составляющих голливудской индустрии. Студии с каждым годом всё больше отказываются от реального антуража, предпочитая компьютерную графику (CGI). Однако после многочисленных экспериментов стало понятно: лучший способ создать правдоподобную картинку — сочетать физические объекты с компьютерной графикой. Вот только настоящий реквизит обходится недёшево, да и производство блокбастеров постоянно дорожает. На помощь приходят 3D-принтеры: сегодня эта передовая технология часто используется в кино и позволяет хорошо сэкономить. Материалы для печати намного дешевле реальных предметов, аксессуаров и костюмов.

Например, на 3D-принтере создали Демогоргона из «Очень странных дел», костюмы Железного Человека и Рамонды для «Чёрной пантеры». А ещё трёхмерное сканирование и печать пригодились в «Мире юрского периода». Команда оцифровала кости древних ящеров и воспроизвела их 3D-копии, чтобы динозавры выглядели максимально правдоподобно.

3D без очков

«Аватар» — анаглифный способ получения стереоэффекта требует специальные очки

С выходом «Аватара» в 2009-м заговорили, что 3D-кино убьёт традиционные картины. Однако слухи о смерти классического формата оказались сильно преувеличены: зачастую трёхмерные блокбастеры неудобно смотреть в очках. Вместо картинки головокружительной красоты — резь в глазах и головокружение. Можно ли добиться объёмного изображения без дополнительных аксессуаров и мигрени? Вполне. Компании Hisense, Leica и Toshiba разработали новаторские телевизоры, которые показывают объёмную картинку, не требующую очков. Пока эти дисплеи стоят безумных денег и используются в основном для бизнеса — в качестве рекламных 3D-щитов.

Скоро линзы не понадобятся и посетителям кинотеатров. Инженеры Массачусетского технологического института придумали технологию Cinema 3D. Она позволяет наслаждаться объёмной картинкой без очков на большом экране. В MIT отмечают, что метод не новый. Но все предыдущие разработки требовали сверхвысокого разрешения, а его невозможно было реализовать в кинотеатре.

    Ключевая идея Cinema 3D — благодаря линзам и зеркалам трёхмерное изображение остается объёмным даже при больших углах обзора.

Нейросети — сценаристы и звукорежиссеры
Sunspring. Уловить суть этой короткометражки, сценарий для которой написан нейросетью, сложно

Нейросети отлично переводят тексты, рисуют и сочиняют музыку, стилизованную под Егора Летова. Но способен ли цифровой разум стать сценаристом кино? Ещё как! Искусственному интеллекту скормили прорву научно-фантастических лент — а он за 48 часов написал собственный сюжет и срежиссировал триллер. Хотя актёров набрали за день, Sunspring получился странным, абсурдным и местами жутким. Чего стоит только финальный шизофазический монолог героини! Как тебе такое, Дэвид Линч? Конечно, это не более чем эксперимент. Творчество нейросетей пока что оценят лишь любители дичайшего артхауса. С другой стороны, сценаристы «Ёлок» явно напряглись — несмешные шутки теперь могут шутить и роботы.

Написанием сюжетов возможности ИИ не ограничиваются. Два года назад исследователи MIT разработали новаторскую систему монтажа аудио. Она самостоятельно распознаёт, что происходит на экране. И подбирает реалистичные звуки к немым кадрам, будь то шелест листьев или удар барабанной палочки о дерево. Хотя методика только зарождается, это уверенный шаг к автоматизации саунд-дизайна.

AIVA Technologies, стартап по технологиям компьютерного звука, создал первую в мире нейросеть-композитора. Компания имеет авторские права — первый альбом AIVA под названием Genesis записывали совместно с живыми музыкантами. Нейросеть обучали искусству музыки по классическим произведениям Баха, Бетховена и Моцарта. ИИ придумывает собственные композиции, которые затем исполняются людьми. Мелодии, созданные цифровым мозгом, планируют использовать в рекламе, играх и фильмах.

Кино, снятое на iPhone

«Не в себе». В умелых руках даже айфон даёт качество видео, пригодное для просмотра на широком экране

Психологический триллер Стивена Содерберга «Не в себе» (Unsane) — не первый фильм, сделанный на смартфоне. До этого были короткометражки, документальные ленты и несколько художественных. Особенно прогремел «Мандарин» (Tangerine) Шона Бейкера — трагикомедия о проститутках-трансгендерах, полностью снятая и смонтированная на iPhone 5.

    Хоть айфоны и не дёшевы, кинематографистам не придется брать кредиты на значительно более дорогое профессиональное оборудование.

Однако именно после релиза «Не в себе» с Клэр Фой в главной роли телефон стали считать серьёзным инструментом. Для производства драмы Содерберг использовал три iPhone 7 Plus, оснащённые объективами Moment (18 мм, 60 мм и фишай). Иногда он применял и стандартный объектив айфона. Разрешение 4K близко к плёночной камере, поэтому при просмотре на большом экране не видно особой разницы.

«Я думаю, это будущее, — поделился мнением Содерберг на кинофестивале Sundance. — Если вы не знаете историю создания Unsane, то даже не догадаетесь, что триллер снят на смартфон. И я говорю так не из тщеславия».

Именитый постановщик столь впечатлился результатом, что теперь собирается снимать только на iPhone. Он уверен: в скором времени Голливуд ждёт революция.

Дроны-операторы

Дроны даже любителям позволяют снимать как профи — заменяют дорогостоящую аренду вертолёта

Трудно представить современный боевик без кадров, сделанных с высоты птичьего полёта. Вместо старомодных вертолётов теперь для подобных кадров используют дроны. С коптера сняты воздушные сцены в «Мстителях» и «Мире юрского периода», перестрелки в «Неудержимых 3». Беспилотник задействовали даже в далёком 2002-м в «Гарри Поттере и Тайной комнате», когда снимали подложку для эпизода с летающей машиной. Профессиональные дроны имеют достаточную грузоподъёмность, чтобы поднять тяжёлую профессиональную камеру и продержаться в воздухе от 15 до 60 минут. Они экономят производственные бюджеты — Фабрике Грёз не требуется ничего покупать: многочисленные компании-поставщики сами предлагают услуги проката.

    Аренда вертолёта обходится от $20 000 до 40 000 за десять часов съёмки, а дрона — от $4500 до 13 000.

В Нью-Йорке проводится целый фестиваль лент, снятых с помощью дронов. «Возможности такой техники воистину поразительны. На кинофестивале дронов круче всего то, что он представляет миру лучшее из лучших. Я думал, будто видел всё, — и был неправ», — высказался писатель и колумнист Yahoo Tech Дэвид Пог на главной странице мероприятия.

Выбери своё приключение

Late Shift. В этом интерактивном триллере 180 точек принятия решения

Как часто, просматривая ужастик, вы негодовали от идиотских решений персонажей, которые сами идут в руки к маньяку? С появлением интерактивного кино у туповатых героев появился шанс на спасение. Компании CtrlMovie и Silvatar Media придумали новую технологию — зрители путём голосования с помощью смартфонов выбирают сюжетные повороты. Но думать надо быстро: на выбор отводится около трёх секунд. Такой вид сторителлинга требует больше сил и времени у сценаристов: вместо одной линейной истории нужно предусмотреть несколько ветвей повествования.

    У триллера «Чёрное зеркало: Брандашмыг», недавно выпущенного на Netflix, — пять вариантов концовки.

Дебютный интерактивный фильм сняли весной 2018 года. Лента Late Shift Тобиаса Вебера длится 90 минут, но количество отснятого и смонтированного материала — несравненно большее. В фильме 180 поворотных точек сюжета, они в итоге и приводят к одной из семи развязок. Такие картины хороши тем, что второй раз смотреть их будет не скучно. Третий тоже. И, вероятно, даже седьмой. Вы либо выиграете, приведя героя к нужной концовке, либо будете чертовски разочарованы.

Пускай кино — индустрия консервативная, благодаря новым технологиям есть шансы на существенный скачок уже в ближайшие годы. Только представьте: вы смотрите блокбастер, гениальный сценарий к которому написал искусственный интеллект. Снят он любителями на смартфон, фантастический реквизит распечатан на недорогих 3D-принтерах, а объёмным изображением вы наслаждаетесь без очков. С такими технологиями будет интересно смотреть даже «Форсаж-18» или очередных «Трансформеров»!
Загрузка...
 
Новости партнеров  

Самое читаемое за неделю

Интересно в сети

Видео дня

       

Последние новости

Новости партнеров
Загрузка...