Схватка Google и Huawei спровоцирует суверенизацию мирового компьютерного рынка

Опубликовано 21 май 2019.

Скандал вокруг отказа корпорации Google проводить обновления операционной системы Android в телефонах китайского технологического гиганта Huawei высветил фундаментальную проблему, которая едва ли может быть разрешена без кардинального изменения существующей модели мирового рынка программного обеспечения и микроэлектроники.

Вариантов такого изменения ровно два, и оба принципиально следуют логике реформирования мирового экономики, застывшей в напряженном ожидании будущих перемен.

К сожалению, сам выбор одного из вариантов будет иметь весьма условную связь с экономическими реалиями: его придется сделать не бизнесменам, а узкой группе политиков ведущих экономических держав мира.

Цифровая глобализация, часть последняя

Мировой рынок программного обеспечения и микроэлектроники, объединивший различные сегменты компьютеров, мобильных устройств, мультимедиа и телекоммуникационного оборудования в единый конгломерат «И0нтернета вещей», до сих пор развивался в направлении все большей глобализации.

Процесс «компьютерно-информационной глобализации» выражался в том, что все большая доля высокотехнологичных компаний вынужденно отходила от так называемой проприетарной модели ведения бизнеса (от англ. proprietary — «частное, патентованное, в составе собственности») и выпускала свои программные продукты или устройства с различной степенью свободного доступа, именуемого емким словом freeware («свободное обеспечение»).

В наибольшей мере такого рода подход укоренился именно в программном обеспечении — в силу того, что усилие по созданию любой его единичной копии практически равно нулю. Однако подход с открытым стандартом понемногу проникал и в производство «железа».

Правилом хорошего тона для любой, даже самой мощной технологической компании стало создание разветвленного сообщества, поддерживающего и улучшающего основной продукт с помощью множества дополнений, изменений, сопутствующих программ и сервисных окружений. Такая «экосистема» до последнего времени позволяла полностью реализовать весь потенциал основного продукта и обеспечивала его максимально широкие продажи.

Наиболее разветвленные сообщества порождались операционными системами — просто в силу того, что последние представляют собой «точку сборки», в которой аппаратное обеспечение связывается с сервисными программами пользователя. Не стал исключением и Android от Google: в основу этой популярной операционки для мобильных устройств был положен свободный код открытой системы Linux, распространявшейся со свободной лицензией Apache License 2.0.

При этом сам Android уже не является 100% freeware: часть его кода запатентована Google и является собственностью компании. Связано это как с желанием Google обеспечить поступления от продаж программного обеспечения, так и с патентными тяжбами: начиная с 2010 года с корпорацией судится известный софтверный гигант Oracle, пытаясь доказать, что в Android незаконно используются библиотеки Java.

Впрочем, пока что желание Oracle обложить всех пользователей Android дополнительным «налогом» на сумму 9,3 млрд долларов не увенчалось успехом — американские суды встали на сторону Google и ведомого им сообщества, постановив, что конкретная версия процедур Java, реализованная в Android, отличается от исходного кода Oracle.

«Публичный» и проприетарный Android

Стоит отметить, что свободная лицензия, с которой распространяется Android, до нынешнего времени накладывала ограничения на сам Google в части самоуправства с доступом к его операционной системе.

Это прозвучало и в заявлении корпорации, касающемся ограничений для Huawei: смартфоны этой китайской компании лишь перестанут получать обновления Android, а их следующие поколения не будут иметь доступ к сервисам Google, включая магазин приложений Google Play, браузер Chrome, почтовый клиент Gmail, YouTube и карты. При этом свободная лицензия продолжит защищать основной, так называемый «публичный» код Android, который передан Google в общественное достояние.

Кроме того, Google никак не может помешать изменению или «клонированию» своей операционки — тут уже любых программистов защитит решение суда по Oracle. Его вердикт гласит: «Когда существует лишь один путь для воплощения идеи или функции, каждый волен делать это, и никто не вправе монополизировать данный способ воплощения».

Понятно, что «воплотить» альтернативный Android во многих аспектах будет допустимо строго единственным способом, и это обстоятельство закрывает для Google путь прямых претензий к тем, кто будет изменять его детище.

Впрочем, даже этот момент уже является пройденным этапом — к настоящему времени, кроме Android от Google, существует с десяток альтернативных версий этой системы, именуемых «прошивками», каждая из которых дополняет операционную систему новыми настройками и функциями.

Это подчеркнул и Huawei: китайская компания заявила, что установленные на смартфонах и планшетах производства Huawei операционки Android будут обновляться, несмотря на приостановку поддержки со стороны Google. В заявлении китайцев подчеркивается, что компания внесла существенный вклад в развитие Android в качестве одного из ключевых партнеров и тесно сотрудничала в деле развития «экосистемы» этой операционки — в силу чего создание своего прошивки не будет являться проблемой для китайского гиганта.

Так что же дальше?

В итоге мировой высокотехнологичный сектор оказался перед неприятной развилкой. С одной стороны, глобализация этой отрасли до сих пор вынуждала производителей к максимально широкому сотрудничеству, так как именно таким образом можно было радикально снижать издержки в своей версии «экосистемы». С другой стороны, разворачивающаяся на наших глазах торговая война между США и Китаем, одним из аспектов которой является противостояние с Huawei, выстраивает противоположный вектор развития ситуации.

Впрочем, назвать этот вектор «развитием» можно лишь условно — скорее, это попытка удержать в сохранности посудную лавку, в которую на всей скорости ворвался американский слон. Ни для Google, ни для Huawei «разделение» Android невыгодно — вместо единой операционной системы, которая была установлена на 94% всех мобильных устройств в мире, возникнет две версии Android, в которых мало-помалу будут накапливаться вопросы совместимости.

Однако, судя по всему, «суверенизация» рынка программного и аппаратного обеспечения выглядит неизбежной. Вслед за Google о приостановке сотрудничества с китайским гигантом заявили крупнейшие американские производители «железа» — Intel, Qualcomm, Xilinx и Broadcom. Таким образом, компании Huawei будет необходимо не только ускорить разработку собственной операционной системы, но и обеспечить производство значительного объема компьютерных чипов, которые до сих пор закупались китайцами у американских поставщиков.

Впрочем, такого рода шаг будет означать не только финансовые потери для Huawei, но и, возможно, будущее нарушение монополии США на лидерство в высокотехнологичном секторе. А такой сценарий создаст уже совсем иное будущее, которое можно только приветствовать.

Очевидно, что ответные меры Пекина могут быть максимально асимметричными по отношению к шагу американских технологических компаний. Скорее всего, китайский удар будет нанесен сразу по двум направлениям.

Прежде всего, КНР постарается максимально усложнить для США ситуацию в части тех товаров, которые Соединенные Штаты намерены продавать на китайский рынок. Так, уже объявлено, что пошлины будут повышены на сжиженный природный газ, который администрация Трампа считала одним из драйверов будущего экономического роста страны.

Кроме того, будет нанесен и удар по самой высокотехнологичной отрасли США, которая за последнее десятилетие попала в критическую зависимость от поставок сырья из Поднебесной — в частности, редкоземельных элементов, присутствующих практически во всех компьютерных чипах.

Попутно власти КНР уже неофициально пообещали создать встречные проблемы всем компаниям, которые будут усердствовать в травле Huawei. В целом, можно быть уверенным, что в споре Google и Huawei Китай, так или иначе, найдет управу на агрессивные действия США.

Вся эта схватка за лучшее будущее создает совсем другой экономический и политический ландшафт, на котором поезд американской гегемонии явно сходит с накатанных рельс устаревшей мировой глобализации. Причем любые попытки Вашингтона сохранить свое ускользающее лидерство лишь ускоряют разрушение американского господства.
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости