Украина стоит на пороге катастрофы с дизтопливом

Опубликовано 23 апрель 2021.

На Украине уже в начале мая могут резко подорожать дизельное топливо и автогаз, прогнозируют местные аналитики. Главная причина — неминуемый дефицит горючего на внутреннем рынке, вызванный последствиями введения Киевом санкций против политика Виктора Медведчука, а также из-за резкого политического охлаждения с Белоруссией, передает корреспондент ФАН из Киева.

На днях на Украине началась весенняя посевная кампания: на поля вышли тысячи единиц сельхозтехники. Местные эксперты тут же заговорили, что эта посевная станет для многих агропредприятий рекордной по стоимости топлива. Ведь с самого начала мая на Украине может возникнуть острый дефицит солярки, а цены на нее могут обновить исторические максимумы.

Грядущий дефицит топлива, по словам аналитиков рынка, может составить 300 тысяч тонн дизеля (это половина потребностей украинского рынка) и 40 тысяч тонн сжиженного автогаза. Проблемы на внутреннем энергорынке Украины местные аналитики объясняют комплексом причин. Во-первых, это временное прекращение поставок энергоресурсов российской компанией «Роснефть». Оно случилось сразу после массированных обысков в сети автозаправок Glusco, организованных Службой безопасности Украины (СБУ).

Эта сеть АЗС была опосредованно связана с лидером партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ), главным оппонентом власти Виктором Медведчуком, а ее материнская компания Proton Energy Group фактически прекратила работу на Украине. Вторая причина — санкции против самого Медведчука, в рамках которых Киев национализировал нефтепродуктопровод «ПрикарпатЗападТранс». По этой ветке в страну поступали дизель, бензин и другие виды топлива из России.

Наконец, третья причина проблем на энергорынке Украины — в последние месяцы Киев, подталкиваемый Западом, целенаправленно портит отношения с Белоруссией, находя все новые поводы для ссор. Последний такой случай — внезапный отказ Украины продолжать переговоры с Россией в Минске из-за «пагубного влияния» (по версии Киева), которое Москва оказывает на президента Белоруссии Александра Лукашенко. Ранее власти украинского Львова отказались закупать белорусские автобусы МАЗ, чтобы «не финансировать диктаторский режим Лукашенко» (причем львовский мэр Андрей Садовой заявил об этом публично).

Параллельно на Украине началась кампания по изгнанию белорусских компаний-подрядчиков из крупных инфраструктурных проектов вроде «Большой стройки». А на днях комиссия по международной торговле Украины ввела спецпошлину на импорт автобусов, грузовых автомобилей и спецтранспорта из Белоруссии в размере 35% от их таможенной стоимости — якобы «в ответ на недружественную политику». Украинские власти окончательно настроили против себя соседние государства, совокупно поставляющие на местный рынок более 85% энергоресурсов.

По словам украинских энергоэкспертов, избежать дефицита дизтоплива и роста цен на него теперь почти нереально. Это значит, что уже в середине мая жизнь миллионов украинцев в очередной раз серьезно ухудшится. В первую очередь вновь вырастут цены в магазинах, ведь в стоимость любого продута или товара заложены расходы на его транспортировку. Также рост цен на дизтопливо разгонит инфляцию в стране.

Еще одно последствие — рост стоимости проезда в украинском общественном транспорте, ведь маршрутки и автобусы также используют в основном дизельное топливо. Наконец, вырастут повседневные расходы десятков тысяч рядовых украинцев. По подсчетам экспертов, на автомобилях, использующих дизель или автогаз, ездят более двух миллионов украинских граждан. После роста цен на эти энергоресурсы каждому из них придется увеличить свои расходы. Май обещает критически повлиять на жизнь не только автовладельцев, но и всех украинцев.

Дефицит неминуем

Как заявил журналистам в Киеве эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, в мае дефицит дизельного топлива на Украине почти неминуем.

«Главная причина дефицита дизтоплива, который прогнозируется на Украине, — уход с рынка трейдера Proton Energy, — отметил эксперт. — Он обеспечивал большую часть поставок дизеля и автогаза в страну. Сейчас вместо нее поставки хочет обеспечивать другая компания — Coral Energy, которая ведет переговоры с Роснефтью, но окончательный контракт еще не заключен. До конца апреля мы еще сможем продержаться на тех запасах, которые были сделаны оптовиками заранее. Но в мае уже может быть топливная проблема. Если дизтопливо будет в дефиците, то в стране могут ограничить его продажу, а цена на него взлетит».

В целом, признает Корольчук, ситуация зависла из-за политических причин.

«Proton Energy связывают с интересами Виктора Медведчука, против которого ввели санкции, чтобы надавить на Россию. И теперь возник вопрос — кому именно россияне будут поставлять нефтепродукты и будут ли вообще? Ведь, чтобы получить их из РФ, нужно пройти как минимум две инстанции — Федеральную службу таможенного и экспортного контроля и Минэкономики. По данным наших чиновников, эти ведомства не очень заинтересованы, чтобы посевная на Украине прошла без проблем. К тому же дизель — продукт двойного назначения, на нем ездит и военная техника ВСУ. Поэтому в России не спешат выдавать разрешение на экспорт», — отметил эксперт.

Корольчук спрогнозировал — как только проблема вскроется, власти сразу же начнут кричать об «ограничении Россией поставок нефтепродуктов» и называть это «ударом в ответ на позицию Киева по Донбассу».

«Но «Роснефть» показала, что она не держится за посредника, ведь дизтопливо не основной способ заработка для компании. Они наверняка начнут работать с другой компанией с Украины, вопрос лишь в том, на каких условиях, — заявил аналитик. — Кроме того, будущему дефициту солярки способствует плановый ремонт на Мозырском НПЗ в Белоруссии, который растянется на месяц, а то и дольше. Если в Мозыре ремонтники уложатся в срок, то для нас ничего страшного не произойдет. Но с учетом политической ситуации с Минском, тех шагов, которые делались у нас против Лукашенко, Белоруссия не будет торопиться возобновить поставки топлива на Украину. И вот тогда мы окажемся в условиях, когда за топливо придется сильно переплачивать и брать большие объемы из других источников — например, в Европе. А там дизель крайне дорогой».

В любом случае, говорит Корольчук, с начала мая цены на дизтопливо и автогаз могут резко вырасти. Украине нечем будет заместить тот объем топлива, который ушел с рынка вместе с Proton Energy.

«Резкому росту цен на дизтопливо может помешать власть. Спасая свои рейтинги, она может запретить топливным трейдерам повышать цены. Тем не менее, если не будет горючего, то его начнет не хватать всем. И, если вопрос с дефицитом не решат, то первыми от этого пострадают автоперевозчики как крупнейшие потребители дефицитного топлива. А затем и рядовые украинцы, ведь тогда автобусных рейсов может стать гораздо меньше, а поездки на такси будут еще дороже», — отметил он.

Мертвый сезон и политика

Директор научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев заявил на брифинге в Киеве, что дефицит топлива в мае будет связан в первую очередь с традиционным «мертвым сезоном».

«Разговоры, что дефицит дизельного топлива на Украине возник внезапно, — это нонсенс, — констатировал Рябцев. — Обо всех проблемах, связанных и с прекращением поставок от «Роснефти», и с плановой постановкой на ремонт Мозырского НПЗ в Белоруссии, было известно давно. Это далеко не неожиданность. На дизельное топливо в стране уже сейчас есть ажиотажный спрос. Цены на него резко выросли на оптовом рынке, и, как следствие, будут расти и в рознице».

Рябцев объясняет это явление желанием трейдеров заработать, а не кризисом поставок.

«Дважды в год случаются «мертвые сезоны» — с 20 декабря по 10 января и с 25 апреля по 10 мая. Это периоды длительных праздников, когда почти не ведется оптовая торговля топливом. Трейдеры в это время уходят в отпуска, и сейчас они пытаются закупить топливо на весь период простоя. Именно из-за этого возник повышенный спрос на дизель», — объяснил энергоэксперт.

Впрочем, уточнил Рябцев, дефицит топлива на Украине может возникнуть и из-за искусственных запретов, введенных как извне, так и внутри страны.

«Частично такой запрет был введен решением СНБО (Советом национальной безопасности и обороны Украины) в феврале, когда запретили работу нефтепровода «Прикарпатзападтранс». Это решение было поспешным и опрометчивым. Перед тем, как его вводить, нужно было сформировать в стране стабилизационный запас, чтобы государство могло делать интервенции на случай полного прекращения поставок дизтоплива из РФ. Но власти этого не сделали. Потому что наши политики, к сожалению, думают лишь на шаг вперед, а иногда — не думают вовсе», — сообщил Рябцев.

Единственная причина, по которой Россия и Белоруссия могут вовремя возобновить поставки дизтоплива на Украину, — в том, что украинский рынок является для них премиальным, говорит эксперт.

«Обеим странам выгодно поставлять дизтопливо именно на Украину. Это позволяет получить куда большие прибыли, чем продажа нефтепродуктов на внутренних рынках РФ, Белоруссии и даже в Польшу, Румынию или Литву. Поэтому о дефиците беспокоиться стоит, бить в набат пока рано», — заключил Рябцев.

Тем не менее, отмечают эксперты, не стоит преуменьшать опасность ситуации с топливом для украинской экономики и, как следствие, для всех граждан этой страны.
 
Комментарии для сайта Cackle
Новости партнеров  

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Интересно в сети

Последние новости

Новости партнеров
Загрузка...