Начало февраля выдалось довольно насыщенным на визиты высокопоставленных делегаций на Украину, которую уже успели посетить председатель Совета министров Польши Матеуш Моравецкий, премьер-министры Великобритании Борис Джонсон и Нидерландов Марк Рютте, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Впереди ожидается приезд главы Франции Эммануэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца. Такая активность говорит о том, что переговоры России и коллективного Запада выходят на свою финишную прямую. Однако, многовекторность западных акторов вносит неопределенность в итог всего переговорного процесса по стратегической стабильности.
Визит польского пана и его итоги
В первый день февраля на Украину прибыл председатель Совета министров республики Матеуш Моравецкий, который анонсировал намерения оказать всецелую поддержку Киеву в газовых и экономических вопросах, поставить «десятки тысяч боеприпасов», переносные зенитные комплексы «Гром», 60-мм минометы, комплексы БПЛА и другие виды оборонительного вооружения.
Именно поэтому переговоры Моравецкий провел как с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем, так и президентом — Владимиром Зеленским.
В итоге, судя по сообщению пресс-службы Офиса президента Украины, стороны обсудили взаимодействие в оборонной сфере по теме поставок вооружений, договорились и далее противодействовать вводу в строй газопровода «Северный поток-2», увеличить польские инвестиции, расширить поставки «голубого топлива» через расположенный в Польше СПГ-терминал, модернизировать инфраструктуру пунктов пропуска на польско-украинской границе.
Последние два пункта примечательны в свете прошедшей за день до приезда польского премьера встречи министров инфраструктуры Украины Александра Кубракова и Польши Анджея Адамчика. Также в ней участие приняли главы Бюро международной политики Канцелярии польского президента Якуб Кумох и Офиса украинского президента Андрей Ермак. Итогом стало достижение ряда договоренностей:
- снятие ограничений на транзит грузов через Украину в Польшу железнодорожным транспортом. Киев обязался до 2 апреля 2022 года уведомить о конкретной дате возобновления сообщения;
- увеличение разрешений на международные автомобильные перевозки;
- до конца февраля разработать дорожную карту для увеличения пропускной способности пограничных переходов;
- пересмотреть пункты соглашения о международных автомобильных перевозках между Украиной и Польшей от 1992 года;
- об инвестициях в украинский нефтехимический сектор и поддержке компании «Нафтогаз Украины» со стороны польских PGNIG и PKN Orlen;
- начале переговоров польской корпорации KGHM с украинской стороной о совместной разработке цветных металлов.
В последнем пункте речь скорее всего идет о планах Варшавы начать разработку месторождений лития, никеля и марганцевых руд. Согласно заявлению главы Государственной службы геологии и недр Олега Кирилюка запасы последних расположены в центральных, восточных и южных областях (Кировоградской, Донецкой, Днепропетровской, Житомирской, Херсонской, Запорожской).
Получается, что Варшава пытается улучшить транзитные возможности Украины, чтобы получить доступ к ее ресурсной базе. Взамен, по всей видимости, предполагаются поставки вооружений, о чем на своей странице в Facebook уведомило предприятие Тарнаувский механический завод.
Исходя из структуры производства, то скорее всего с завода будут отгружены 60-мм легкие минометы, которые как правило используются силами специальных операций. Однако в данном случае они пойдут для комплектования не только строевых частей, но и подразделений территориальной обороны, как средство, более подходящее для партизанских действий и диверсий.
Кроме того, скорее всего отгружены будут зенитные ракеты к ЗРК «Оса-АКМ», которые сейчас в ходе модернизации заменяются на немецкие — IRIS-T-SLS с дальностью 25 км. Для повышения возможности войсковой ПВО анонсированы и поставки ПЗРК Grom с комплектами зенитных ракет. Производятся они предприятием Mesko в линейке которого также состоят и всевозможные боеприпасы.
Учитывая острый дефицит артиллерийских боеприпасов на Украине можно не сомневаться, что Варшава передаст патроны, 122-мм, 152-мм и неуправляемые реактивные снаряды. Все это, конечно же, в счет наращивания транзитных возможностей и либерализации условий для польских компаний.
При этом, налаживание сотрудничества между Польшей и Украиной ориентировано более на долгосрочную перспективу, а значит Варшава будет пытаться сохранить государственность Украины и контроль как минимум над южными и центральными регионами. Косвенно это подтверждает проведенное 2 февраля, на следующий день после визита Моравецкого, совещание в Управлении национальной безопасности с участием польского президента Анджея Дуды. Основной темой стала поездка председателя Совета министров на Украину и планирование дальнейших шагов на украинском направлении. В официальном пресс-релизе канцелярии президента Польши итоги совещания не указываются в связи с секретностью, говорится лишь то, что Варшава продолжит последовательную поддержку Украины.
Итоги визита британского премьераОдновременно, с председателем Совета министров Польши на Украину прибыл премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Встреча эта довольно широко освещалась как в украинских, так и британских СМИ.
Из новых договоренностей официально заявлено о выделении дополнительных 88 млн фунтов для поддержки украинской экономики и развития энергетической независимости. Вполне возможно, что вложиться Британия планирует в способность транспортировки газа через газотранспортную систему Украины с запада на восток.
Однако сам визит был наполнен красивой картинкой, «морем» угроз России со стороны Джонсона, который вновь заявил о подготовке законопроекта по вводу санкций против активов российских физических и юридических лиц в Великобритании. Сделано это было для формирования благоприятной информационной обстановки перед состоявшимся на следующий день телефонным разговором Джонсона с президентом РФ Владимиром Путиным.
Это была далеко не основная причина визита британского премьера, да еще и синхронно с председателем Совета министров Польши. Скорее всего, речь шла о формировании нового политического образования, о чем рассказал на своей странице в Facebook министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.