Центр национальных интересов США опубликовал доклад "США и Россия после украинского кризиса: три сценария", в рамках которого три американских аналитика, пишущих для журнала The National Interest, представили свои варианты развития отношений двух стран.
Исполнительный директор центра Пол Саундерс подчеркнул, что это "не прогнозы", а лишь предположения о том, как российско-американские отношения будут развиваться в ближайшие два-три года.
Эксперт по России и Евразии Сэмюэл Шэрэп представил наиболее оптимистичный сценарий, который называется "функциональные отношения", однако в то же время признал, что он едва ли возможен. Тем не менее РФ и США смогут наладить связи в том, что касается общих интересов. Результат, по мнению Шэрэпа, возможно, будет похож на нынешние отношения США и Китая как соперников, которые тем не менее сотрудничают по многим вопросам.
Серьезные вопросы двусторонней стратегической стабильности, которые имели место до украинского кризиса, отнюдь не исчезнут, пишет аналитик. С его точки зрения, геополитическая конкуренция между РФ и США продолжится в больших объемах, чем до, но в меньших, чем во время кризиса. На саммитах Совбеза ООН страны по-прежнему будут находиться по разные стороны баррикад в отношении многих инициатив, однако эти "неприятные споры" функциональные элементы" отношений, согласно сценарию Шэрэпа, не подорвут.
Второй сценарий, названный "разделенный альянс", описал эксперт в области национальной безопасности Николас Гвоздев. Речь идет в данном случае о разногласиях между США и Европой относительно того, как им относиться к РФ. При таком сценарии некоторые страны, потерявшие интерес к Украине и сосредоточившиеся на таких надвигающихся угрозах, как терроризм и наплыв сирийских беженцев, вероятно, поймут, что сотрудничество с Россией необходимо.
Мало кто в Европе будет готов к конфронтации с Россией на постоянной основе, поэтому многие европейские правительства сочтут поддерживаемое на востоке Украины перемирие и "начало политического процесса " в этой стране достаточными условиями для того, чтобы постепенно восстанавливать связи, пишет Гвоздев. Причем, с его точки зрения, это будет происходить, несмотря на недовольство США и некоторых европейцев тем, что Крым, а также Донецкая и Луганская области так и не будут контролироваться Киевом. "К середине 2016 года эти правительства будут готовы признать условный мир на Украине победой и двигаться дальше", — отмечает аналитик.
Гвоздев также предположил, что "разъедание единства" в Европе в том, что касается отношений с РФ, "качнет маятник" в сторону Москвы, а не от нее. "Перегруппировка сил" в Европе значительно усложнит внешнюю политику США, отмечает он.
Новой администрации президента придется решать, следует ли Вашингтону сделать сдерживания РФ основным приоритетом своей внешней политики, даже если это приведет к еще более натянутым отношениям с ключевыми странами Европы, или же сосредоточиться на Китае. По словам Гвоздева, выбрать придется "кого-то одного".
Эксперт в области отношений США со странами бывшего СССР Мэттью Роджански представил третий сценарий под названием "длительная конфронтация". Отношения РФ с США в этом случае будут строиться на фоне некоего "замороженного конфликта" с Украиной, причем, на взгляд аналитика, речь идет об Украине, у которой не останется сил на какие-либо перемены. Сценарий Роджански подразумевает, что Россия и дальше будет дистанцироваться от Запада, продолжая вкладывать средства в военное развитие, а кандидаты в президенты США будут продолжать "зарабатывать легкие политические очки", резко критикую Россию.
Относительная стабилизация конфликта в Донбассе, как это ни иронично, не приведет к нормализации отношений между Востоком и Западом: напротив, это лишь усилит тенденции к геополитической напряженности в духе холодной войны, пишет Роджански.
Аналитик констатирует: эра сотрудничества США и РФ по вопросам безопасности на мировой арене закончилась в 2015 году. Обе страны остаются важными участниками событий на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и других регионах, но координировать свои действия или хотя бы обсуждать общие интересы они, по словам Роджански, отказываются. По его словам, это особенно опасно в случае с Сирией.