Участие России в сирийском конфликте не оставило Турции вариантов для дальнейших действий в Сирии, пишет колумнист издания Al-Monitor Кадри Гурсель.
В начале февраля сирийская армия при поддержке России перерезала путь из Алеппо в Турцию, которым в том числе пользовались и радикальные исламисты. Для президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Ахмета Давутоглу это был переломный момент, после которого зашла речь о турецком вторжении в Сирию.
С точки зрения автора, задумав силовое вмешательство, Эрдоган и Давутоглу уже не преследовали цель свергнуть Башара Асада — от этого плана им пришлось оказаться в тот самый момент, когда осенью к сирийскому конфликту присоединилась Россия.
"После потери дороги на Алеппо и перед лицом потенциальной осады города (Алеппо — ред.) силами сирийского режима цель у Эрдогана изменилась, — пишет Гурсель. — Теперь он стал пытаться не дать Анкаре полностью остаться в стороне от расстановки сил в Сирии и гарантировать, что у Турции будет право голоса по поводу будущего этого государства".
Введение турецких войск в Сирию казалось ему последней возможностью обеспечить Анкаре место за столом переговоров, подчеркивает автор.
Тем не менее, Эрдоган и Давутоглу не смогли добиться никакой поддержки у США в этом вопросе. Да и турецкие военные через СМИ дали понять, что не в восторге от возможной интервенции.
Кроме того, Анкара понимала, что одностороннее, никем не одобренное вторжение чревато военной конфронтацией с Россией.
Сирийская армия совместно с российской авиацией и сирийскими курдами лишили завоеванных позиций джихадистов и радикальных исламистов, поддерживаемых турецкими властями, напоминает колумнист.
Спустя две недели после заявлений о готовности отправить войска в Сирию Турция начала давать задний ход. В частности, премьер-министр Давутоглу в интервью каналу "Аль-Джазира" подтвердил, что никакой интервенции не будет.
Гурсель обращает внимание на другой фрагмент этого интервью. Журналист сказал Давутоглу, что с тех пор, как Россия контролирует небо над Сирией, возможности Турции на территории этой охваченной конфликтом страны ограниченны.
"Если вы не хотите конфронтации с Россией, варианты ваших дальнейших действий сводятся к артобстрелам на близкие дистанции через границу. Учитывая, что Россия поддерживает Отряды народной самообороны (военизированные группировки сирийских курдов — ред.), вы готовы продолжать артбострелы?", — такой вопрос задал Давутоглу журналист.
Отвечая на него, турецкий премьер-министр напустил на себя храбрости, но было понятно, что вариантов действий у Анкары почти не осталось, отмечает Гурсель. Давутоглу заявил, что "Россия контролирует небо, но сердца сирийского народа — с Турцией".
При этом Турция все же начала постоянно обстреливать позиции Отрядов народной самообороны в Сирии, и это, как считает автор статьи, доказывает, что основная цель турецкого режима — сирийские курды, а не "Исламское государство" (организация запрещена на территории России — ред) или "Джебхат ан-Нусра" (также запрещена — ред.).
По словам Гурселя, в том же интервью "Аль-Джазире" Давутоглу сделал историческое признание. Благодаря Турции и некоторым другим государствам сирийский режим не контролирует всю территорию страны, благодаря Турции сирийский народ может "защищать себя" от режима, и Анкара продолжит оказывать ему поддержку, заявил турецкий премьер.
С токи зрения колумниста Al-Monitor, Давутоглу своим заявлением признал, что Турция несет историческую ответственность за захват значительных сирийских территорий различными группировками радикальных исламистов.
"Если оппоненты режима могут защитить себя благодаря Турции, как утверждает Давутоглу, они делают это исключительно с помощью турецкого оружия. Следовательно, замечания премьера скрывают за собой непрямое признание того, что Анкара поставляет оружие повстанцам", — рассуждает Гурсель.
А его слова о том, что Анкара продолжит поддерживать "сирийский народ", доказывают, что Турция и дальше планирует поставлять оружие в Сирию, делает вывод колумнист.