С заявлением о пополнении войск бундесвера на 14 300 военнослужащих выступила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен. Не слишком большое увеличение (менее 10 процентов) тем не менее стало одной из главных новостей вчерашнего дня в Германии.
Дело в том, что с момента падения Берлинской стены и до сегодняшнего дня ФРГ свои вооруженные силы только сокращала. В 1990 году армия Германии насчитывала 585 000 военнослужащих, сегодня — 177 000. Также с 1990 года планомерно уменьшался срок службы по призыву, а в 2011 призыв был отменен вообще: бундесвер превратился в исключительно профессиональную армию.
Для многих комментаторов сокращение вооруженных сил было мишенью для постоянной критики: «Германия отдает свою безопасность «на аутсорс», «Германия теряет свою самостоятельность». Нынешнее решение министра обороны, бесспорно, переломное — оно ясно дает понять, что пацифизму ФРГ пришел конец. Вопрос в том, каковы политические предпосылки для этого крутого поворота. Является ли решение фон дер Ляйен шагом в сторону вожделенной самостоятельности или же, наоборот, навязано извне?
Армия Европы — свобода от НАТО?
Напомню, что совсем недавно британская газета Financial Times делилась «инсайдом» со своими читателями: по их данным, уже в июле из Берлина могло бы поступить предложение о создании единой европейской армии. В предложении, по данным журналистов, будут содержаться пункты о создании единого европейского генштаба, совместном производстве военной техники, сотрудничестве в области кибербезопасности.
Если это так, то и предыдущие реформы фон дер Ляйен (например, создание подразделения кибербезопасности бундесвера), и нынешнее расширение вполне с этим планом соотносятся. Армию приводят в надлежащее состояние перед слиянием. Сейчас бундесвер — значительно меньше армий ключевых стран ЕС (Франция — 245 000, Британия — 230 000), и при объединении может оказаться не в самом выгодном положении.
Создание единой армии ЕС также идет «в струе» политики Меркель последнего времени, а именно — желания любой ценой сохранить целостность Евросоюза. Единая армия — масштабный совместный проект, который можно было бы противопоставить центробежным силам, раздирающим европейское супергосударство, плюс он может стать еще одним аргументом против более чем возможного «брекзита».
Военный обозреватель Александр Литовкин также высказывал предположение, что под видом создания силы, способной противостоять России, Европа на самом деле пытается получить независимость от НАТО и ее «зонтика безопасности».
Но даже если планы по созданию единой армии окажутся фикцией, расширение Германией своих вооруженных сил можно рассматривать как заявку на независимость. Впрочем, есть и другая точка зрения.
Армия Германии — на службе США?
У журналистов немецкого «Шпигеля» в правительстве тоже есть свои источники, и они в конце апреля тоже принесли своим читателям любопытный «инсайд». По их информации, Вашингтон напрямую требует от немецкой и британской армий большего присутствия в странах Балтики — в целях «устрашения» Москвы.
По информации того же «Шпигеля», немецкая сторона восприняла требование настороженно: у бундесвера просто нет ресурсов, соответствующих требованиям США. В данный момент немецкие солдаты уже задействованы в военных операциях в 16 странах, начиная с Косово и заканчивая Сирией и Мали. Не стоит забывать и миграционный кризис, в рамках борьбы с которым немецкие солдаты вместе с агентством FRONTEX охраняют водные рубежи ЕС.
Эксперты также говорят о необходимости модернизации бундесвера: армия испытывает недостаток в транспортных самолетах; танк нового поколения «Пума», работы по которому начались еще в 1996 году, по-прежнему требует серьезных доработок. Авиапарк (истребители «Торнадо», приняты на вооружение в 1980 году) также в значительной мере устарел.
Иными словами, та несговорчивость, с которой Меркель реагирует на требования заокеанских партнеров и которую многие трактуют как «независимую позицию», может оказаться банальной попыткой сохранить хорошую мину при плохой игре, прикрыть «не могу» за «не хочу».
Никто не знает, чем закончились переговоры и к чему привели требования Вашингтона, однако начало военной реформы Германии могло быть и ответом на требование США.
Армия снова нужна Германии
Какая бы версия из вышеперечисленных ни оказалась более близкой к правде, факт налицо: Германии снова понадобилась армия. Травоядные времена, когда правительство использовало элиту бундесвера (официальная цифра — 7000 человек, хотя некоторые журналисты утверждают, что на самом деле — гораздо больше) как своего рода спецназ в третьем мире, в то время как большая часть содержалась «потому что так принято» и походила на почетный караул Букингемского дворца, — времена эти прошли.
По собственному ли почину, по указке ли Вашингтона — новые солдаты у Германии появятся, и, с большой вероятностью, мы вскоре сможем наблюдать их у восточных рубежей ЕС.