Ученые заявили о подавлении рака лекарством от ВИЧ

Опубликовано 13 февраль 2019.
Биологи из США установили, что один из известных ретровирусных препаратов - нельфинавир - не только подавляет развитие ВИЧ-инфекции в клетках иммунной системы человека, но и предотвращает развитие агрессивных форм рака груди. Об этом говорится в статье, опубликованной в Journal of the National Cancer Institute.

"Достаточно низкая токсичность нельфинавира и хорошо изученное взаимодействие этого препарата с другими лекарствами позволяют приступить к клиническим испытаниям на пациентках с агрессивными формами рака груди. Дальнейшие исследования помогут проверить действие нельфинавира на другие виды раковых опухолей и разработать более эффективные аналоги этого лекарства", - пояснил Чун Суп Шим (Joong Sup Shim) из Медицинской школы при университете Джона Гопкинса в Балтиморе (США).

Шим и его коллеги обратили свое внимание на нельфинавир после появления свидетельств о том, что этот препарат подавляет развитие рака кожи, легких и культур клеток, извлеченных из опухолей в поджелудочной железе.

Авторы статьи проверили, сможет ли это вещество приостановить рост семи различных культур клеток рака груди, и сравнили его с настоящими противораковыми препаратами. Биологи обратили особое внимание на те клетки, в геноме которых был поврежден ген роста HER2. Поломка этого гена приводит к развитию особо агрессивных и устойчивых форм рака груди.

Оказалось, что нельфинавир подавлял развитие культур раковых клеток примерно с такой же эффективностью, что и настоящие противораковые лекарства, когда геном раковых клеток содержал в себе поврежденный ген HER2. С другой стороны, он практически не действовал на клетки, которые не содержали такой мутации.

Убедившись в эффективности препарата, Шим и его коллеги проверили его работу на живых мышах с поврежденной иммунной системой, в тело которых была имплантирована одна из четырех культур раковых клеток. После появления достаточно крупных опухолей ученые добавили в рацион своих подопечных нельфинавир и следили за реакцией их организма в последующие четыре недели.

Как и ожидали биологи, употребление нельфинавира приостановило рост опухолей и запустило процесс самоуничтожения раковых клеток в тех культурах клеток, геном которых содержал поврежденную копию HER2. Более того, это вещество подавляло развитие опухолей даже в случаях, когда их клетки были устойчивы к воздействию других противораковых лекарств.

По словам исследователей, низкая токсичность и хорошо изученные свойства нельфинавира позволяют проверить его работу в клинических испытаниях уже сегодня. В своих следующих работах Шим и его коллеги попытаются выяснить, обладает ли это вещество другими противораковыми свойствами.