Россия ищет возможности экстренно наладить зимние поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Азию по Северному морскому пути и заработать на рекордно дорогом топливе. Однако для того, чтобы осуществить план, нужны ледоколы для сверхранней проводки танкеров по восточному маршруту Севморпути, суда для транспортировки СПГ и свободные объемы топлива. Об этом пишут «Коммерсантъ» и VTimes.
Обычно навигация в восточном секторе Севморпути заканчивается в декабре и начинается во второй половине марта. Тем не менее, по данным «Коммерсанта», НОВАТЭК в январе уже отправил два пробных груза по этому маршруту без сопровождения ледокола. Компания планирует еще несколько новых прямых рейсов в Азию в начале 2021 года, пишет издание. В «Росатоме» отметили, что вскоре газовозы не смогут осуществлять самостоятельные рейсы и с февраля им понадобится сопровождение в виде ледоколов.
Однако НОВАТЭК вряд ли успеет заработать на ценовом ралли в Азии, пишет издание VTimes. Во-первых, запредельные цены из-за холодов — временное явление, сказал аналитик ICIS Роман Казьмин. Во-вторых, даже несмотря на то, что у российской компании обычно есть некоторые свободные объемы СПГ, она испытывает дефицит танкеров для их переправки покупателям, добавила старший консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова.
По словам одного из собеседников издания, НОВАТЭК в период ценового ралли не поставил на спот ни одной партии газа с «Ямал СПГ» из-за отсутствия свободных судов у компании и на рынке в целом. Газовозы, отправившиеся в Азию в январе, везут топливо по долгосрочным контрактам, с ростом спотовых цен это не связано, сообщил изданию один из трейдеров. Январские рейсы по Севморпути были запланированы еще осенью 2020 года, сообщил глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Кроме того, у компании в настоящее время нет свободных партий СПГ, поскольку все свободные объемы поставляются в Европу.