Из-за заморозки пенсионных накоплений и намерения чиновников ПФР жить на широкую ногу за госсчёт, выплачивая копеечные пенсии, степень доверия к нему уменьшается.
Отношение населения к Пенсионному фонду России существенно ухудшилось за последний год, выяснил Центробанк. Согласно исследованию регулятора, всего лишь за полгода уровень доверия к нему рухнул почти в два раза. Если ещё в январе о своём доверии Пенсионному фонду России (ПФР) заявлял 31% граждан, сейчас таких осталось лишь 21%.
— Это единственный финансовый институт, отношение к которому со стороны российского населения существенно ухудшилось. В отношении всех остальных финансовых организаций наметился определённый положительный тренд, — указывает в отчёте Центробанк.
Изменение показателя за полгода сразу на 10% свидетельствует о серьёзном снижении доверия населения к ПФР, говорит руководитель независимого исследовательского агентства "Башкирова и партнёры" Елена Башкирова: "Наши исследования показывают, что уровень тревожности граждан по поводу их пенсии чрезвычайно высокий. 62% россиян в числе проблем, которые, по их мнению, следует решать в первую очередь, говорят о "спасении пенсионных накоплений". Причём звучит именно такой термин, как "спасение".
Речь идёт о "спасении" пенсионных накоплений прежде всего от так называемой заморозки. Под ней подразумевается введённый ещё с 2014 года мораторий на формирование накопительной части пенсии россиян. Направляемые на эти цели взносы (в размере 6% от зарплаты граждан) идут в страховую часть, а по сути, на выплаты текущим пенсионерам. Это значит, что уже три года подряд пенсионные накопления граждан не увеличиваются. Таким образом частично покрывается дефицит ПФР. Более того, проектом федерального бюджета предусмотрено продление "заморозки" ещё на три следующих года.
Опасение вызывает и то, что такая бессрочная "заморозка" может завершиться попросту отменой обязательной накопительной пенсии. Её могут перевести в добровольный формат, то есть отчисления на её формирование будет делать уже не работодатель за свой счёт, как сейчас, а сами работники из своей зарплаты.
В таком случае работающая часть населения потеряет часть своего дохода, отметил директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
И это при том, говорит эксперт, что две трети работающих граждан имеют зарплату ниже социально приемлемого потребительского бюджета. Он составляет три прожиточных минимума и позволяет удовлетворить потребности человека на скромном уровне. У 12% работников доход и вовсе недотягивает даже до прожиточного минимума (равен 9,9 тыс. рублей).
— Здесь вопрос состоит в том, как содержать свою семью. Стоит ли в этом случае вообще говорить о возможностях отчислять часть своей зарплаты на формирование своей пенсии, — говорит Бобков. — Вдобавок в этом году впервые за последние годы был нарушен принцип индексации пенсий.
В законе прямо сказано, что пенсия "подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год". В этом году с февраля пенсии проиндексированы лишь на 4%, в то время как рост потребительских цен за прошлый год составил 12,9%. Правда, в виде компенсации пенсионеры в январе 2017 года дополнительно получат разовую выплату в размере 5 тыс. рублей. Но такая выплата всё же "значительно меньше, чем положенная индексация", говорит Бобков.
Учитывая, что, согласно Росстату, средняя пенсия в России составила 12 тысяч рублей, в 2016 году пенсионеры недополучат более 12,8 тысячи рублей. В последующие годы они будут терять аналогичную сумму (плюс индексацию), но уже без разовых выплат в 5 тысяч рублей.
— Выплачиваемые нынешним пенсионерам суммы не могут обеспечить даже минимальные потребности человека, — отметил адвокат бюро "Деловой фарватер" Антон Соничев. — Российские пенсионеры в среднем получают 38% от того заработка, который они имели во время своей трудовой деятельности. По нормам Международной организации труда, процент замещения должен составлять не менее 40. В Европейском союзе пенсии составляют 60—70% от заработной платы.
Впрочем, и действия руководства самого ПФР также не добавляют к нему ни уважения, ни доверия. В начале октября стало известно, что проблемы с наполнением бюджета вовсе не мешают чиновникам жить на широкую ногу. Даже менеджеры среднего звена Пенсионного фонда России позволяют себе тратить по 100—200 тысяч рублей на авиаперелёт, скажем, из Москвы в Калининград, Симферополь, Сочи и даже Женеву и Париж, куда пенсионщики летают для обмена опытом с зарубежными коллегами. Только за январь — сентябрь 2016 года менеджеры ПФР налетали на 5,6 млн рублей. За 2015 год — на 10,4 млн рублей.
Результаты опроса объективны, считает и президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
— Падение доверия россиян к ПФР связано прежде всего с постоянными изменениями в части пенсионного обеспечения. Введение балльной системы формирования пенсий, "моратории" на пенсионные накопления, сокращение индексации страховой пенсии — самые яркие примеры последних трёх лет, разрушающие стабильность пенсионной системы. Сложная и абсолютно непонятная система начисления пенсионных баллов и, соответственно, назначения размера пенсии вызывает у людей закономерное разочарование, — говорит Угрюмов.
В ПФР сообщили, что на фонд "традиционно транслируется отношение граждан к пенсионной системе с большим количеством ежегодных изменений, и некоторые из них не являются популярными среди населения".