Железнодорожная система Японии считается одной из самых загруженных и эффективных в мире. Это поразительно, учитывая, что высокий объем пассажироперевозок и эффективность не всегда идут рука об руку. Эта эффективность достигается иногда неожиданными способами, и железнодорожные компании используют широкий спектр тактик, чтобы все работало безукоризненно. В числе таких трюков не только точность японских поездов, четко соблюдающих расписание. От штрафов за задержки, взимаемых железнодорожными компаниями с родственников самоубийц, до поездов, которые лают как собаки, вот десять удивительных фактов о железнодорожной системе Японии.
10. Железнодорожные компании взимают штраф с родственников тех, кто совершил самоубийство с помощью поездаКаждый год в Японии самоубийство совершают десятки тысяч человек. Многие из них бросаются под поезд. Эти самоубийства обычно приводят к задержкам на линии. Для железнодорожных компаний задержки стоят денег. В результате за такие задержки платят родственники самоубийц. По понятным причинам, компании не раскрывают свою политику. Но обычно более длительные задержки означают более высокие сборы. По состоянию на 2010 год средний счет составлял шесть миллионов иен. Интересно, что такие самоубийства приводят и к снижению арендной платы. Вдоль линий, где часто случаются подобные самоубийства, дома, как правило, дешевеют.
Каждый раз, когда самоубийство совершается в съемном жилье, беды домовладельца могут усугубляться. Часто домовладельцы с трудом могут скрыть этот факт, потому что японское законодательство требует от них информировать потенциальных арендаторов о предыдущих самоубийствах. Многие арендодатели также взимают плату с семей самоубийц.
{banner_banner1}
9. Сертификат задержкиНесмотря на наличие одной из крупнейших в мире железнодорожных систем пассажирских перевозок, японские поезда на самом деле очень пунктуальны—настолько пунктуальны, что железнодорожные компании приносят извинения и выдают сертификаты задержки, когда их поезда опаздывают, пусть даже совсем немного. Работники станции извиняются за двухминутные задержки и выдают сертификаты задержки, когда поезд опаздывает на пять минут.
Сертификаты задержки необходимы, потому что школы и работодатели не терпят опозданий. Как правило, трудно убедить работодателей и учителей в том, что поезд опоздал (поскольку они редко опаздывают), поэтому железнодорожные компании выдают сертификаты, которые можно представить в качестве доказательства. Железнодорожные компании называют эти сертификаты densha chien shoumeisho (сертификат задержки поезда). Обычно их раздают работники каждой станции, где поезд останавливается. У некоторых железнодорожных компаний есть также цифровые версии сертификатов.
8. Работники железной дороги всегда жестикулируют и выкрикивают Обычно японские машинисты, кондукторы и работники станций используют жесты и выкрики, когда поезд прибывает или покидает станцию. Привычка кажется странной, потому что они ни с кем не разговаривают. Их действия называются шиса канко (жесты и выкрики) и направлены они на пресечение ошибок и несчастных случаев.
Идея состоит в том, что работники лучше осознают, что они делают, когда жестикулируют и выкрикивают. Например, машинисты обычно называют свою скорость во время проверки скорости. Поэтому совершенно нормально услышать, как машинист указывает на акселератор и кричит: «Проверка скорости, 80». Работники станции, которые следят за мусором и окружающими людьми, будут указывать на путь, крича: «Все чисто». Они делают то же самое, когда удостоверяются, что двери закрыты.
Система жестов и выкрикиваний используется в Японии с начала 20-го века. Исследование показывает, что она способна снизить ошибки на 80%. Она настолько эффективна, что ее переняли и другие японские предприятия, не имеющими отношения к железной дороге, а также железные дороги за пределами Японии. Это относится и к Нью-Йорку, который в 1996 году принял измененный вариант этой практики. Вместо того чтобы жестикулировать и выкрикивать, машинисты поездов указывают на черно-белую «зебру», чтобы убедиться, что их поезд правильно остановился.
7. Поезда, которые лают, как собакиВ Японии часто на железнодорожные пути выходят олени и лижут пути ради содержащегося в них железа. Эта привычка оказалась фатальной для оленей, которые настолько поглощены лизанием путей, что не обращают внимания на приближающийся поезд. Чтобы уменьшить количество сбитых животных, железнодорожные компании применяли необычные тактики. Сначала по путям размазывали львиные экскременты там, где часто видят олений. Этот план провалился, потому фекалии смывались дождем. Второй план подразумевал использование ультразвуковых волн, которые активизировались только при приближении поезда.
Автором еще одной идеи стал Железнодорожный научно-исследовательский институт (Railway Technical Research Institute). Решено было просто установить динамик для того, чтобы с поезда доносились звуки, производимые оленями и собаками. Когда на пути замечают оленя, из динамика в течение трех секунд доносятся фыркающие «оленьи» звуки. Они необходимы, что привлечь внимание животного. За фырканьем следует 20 секундный собачий лай, который заставляет оленя бежать от опасности. Во время испытаний количество оленей, оставшихся возле путей при приближении поезда, сократилось вдвое. Институт также планирует установить динамики, постоянно воспроизводящие лай собак там, где часто можно увидеть оленей.
6. Железнодорожные компании нанимают «толкачей», которые впихивают пассажиров в вагонВ утренние и вечерние часы пик, когда миллионы людей одновременно пользуются поездами, последние часто переполнены. Чтобы поместить в поезд как можно больше людей, железнодорожные компании нанимают «толкачей», которых они называют ошия. Толкачи делают именно то, как называются. Они заталкивают людей в поезд. Их второстепенной функцией является сдерживание пассажиров, пытающихся залезть в полный вагон. На самом деле это сложная работа. Одна только профессиональная подготовка занимает шесть месяцев. Толкачи должны предупреждать пассажиров о том, что сейчас будут заталкивать их в вагон, и делают это, толкая исключительно в спину, или плечи.
Они также должны использовать обе руки, чтобы обеспечить баланс, и надежно опираться, чтобы пассажиры, пытающиеся попасть в поезд, не захватили их с собой внутрь вагона. Работа толкача – это не способ построить карьеру, поскольку эта работа не на весь день. Толкачи работают только в часы пик.
{banner_banner2}
5. Извинения за преждевременный отъезд поездаМы уже упоминали, что японские поезда не могут опаздывать. Как оказалось, им также нельзя прибывать слишком рано. В ноябре 2017 года компания извинилась перед пассажирами после того, как ее поезд на линии Tsukuba Express (которая проходит между Токио и Цукуба) покинул станцию на 20 секунд раньше. Поезд должен был уйти со станции в 9:44:40, но ушел в 9:44:20, потому что один из рабочих забыл проверить расписание. Извинения были необходимы по причине надежности, которой славятся поезда. Двадцати секунд достаточно, чтобы пассажиры, приехавшие в последнюю минуту (а они знают, что поезда всегда прибывают вовремя), сели в поезд в последний момент.
В мае 2018 года другая железнодорожная компания извинилась после того, как ее поезд покинул станцию на 25 секунд раньше времени его отправления 7:12. Кондуктор допустил ошибку, закрыв дверь в 7: 11. Он понял ошибку еще до того, как поезд покинул станцию, но не открыл дверь, потому что не видел пассажиров на платформе. Однако на платформе были пассажиры. Разочарованные пассажиры позвонили в железнодорожную компанию, которая принесла публичные извинения.
4. Когда поезд отходит со станции, с него доносится мелодияКогда японские поезда отходят от станции, они не гудят. Вместо этого они играют мелодии. Эти мелодии называются hassha merodi (мелодия для отправления поезда). Это могут быть джинглы из популярных аниме, тематические песни из популярных фильмов или песни из старых рекламных объявлений. Мелодии также могут быть написаны композиторами специально. Минору Мукайя (Minoru Mukaiya), один из самых известных композиторов, написал мелодии для более чем 100 железнодорожных станций. Он настолько знаменит, что люди посещают его концерты только для того, чтобы послушать, как он играет эти мелодии.
Железнодорожные компании используют мелодии в качестве психологического воздействия, чтобы заставить пассажиров быстрее попасть в вагон. Пассажиры знают, что, пока музыка играет, двери не закроются. В то же время это заставляет других пассажиров готовиться к прибытию следующего поезда.
3. Здесь есть вагоны только для женщинОщупывание – это проблема переполненных японских поездов. У японцев даже есть название для мужчин, которые лапают женщин во время поездок на поезде - чикан, этим словом называется и сам процесс ощупывания. Чтобы сократить число подобных случаев, несколько железнодорожных компаний ввели вагоны только для женщин. Хотя вагоны предназначены для женщин-пассажиров, туда допускаются также мальчики, мужчины с физическими недостатками и мужчины - обслуживающий персонал. Не у всех железнодорожных компаний есть такие вагоны, а те, у которых есть, не всегда эксплуатируют их целый день. Некоторые железнодорожные компании используют их только в выходные дни или часы пик.
В ответ на появление женских вагонов, некоторые мужчины и женщины требуют мужские вагоны. Мужчины говорят, что им нужны такие вагоны, потому что они боятся женщин в смешанных вагонах, которые их ложно обвиняют в приставаниях. Японцы также жалуются, что женщины в смешанных вагонах смотрят на них с подозрением и считают их потенциальными чикан. Мужчины считают, что существование женских вагонов сводит их в разряд каких-то маньяков.
2. Сон в поездахВас может удивить, с какой легкостью японцы засыпают в поездах. На самом деле они спят везде, от скамеек в парке до собраний (да, собраний). Для этого состояния у них есть даже специальное название - инемури (присутствующий спящим). Публичный сон для японцев настолько естественен, что будить спящего считается грубостью.
Японцы спят днем, потому что они много и долго работают, и часто не спят ночью. Днем на работе они это компенсируют. Работники, которые спят на работе, считаются более преданными своему делу. Они спят потому, что, по сути, работой довели себя до изнеможения.
{banner_banner3}
1. Для предотвращения самоубийств, на вокзалах горят синие огниМы уже упоминали, что в Японии на железнодорожных путях часто происходят самоубийства. Железнодорожные компании пытаются предотвратить самоубийства, устанавливая на станциях синие огни. Впервые такое освещение установили в 2000-х годах после того, как число самоубийств достигло рекордного уровня. Синий цвет выбрали потому, что считали, что он успокаивает и может заставить потенциального самоубийцу передумать. Кажется, это сработало. В 2013 году сообщалось, что, после установки такого освещения число самоубийств, связанных с поездами, снизилось на целых 84 процента.
Однако это неубедительно, потому что освещение вряд ли могло предотвратить самоубийства в течение дня, когда его плохо видно. На некоторых станциях днем освещение даже отключали. Другие исследователи считают, что освещение снизило уровень самоубийств только на 14 процентов. Они также считают, что защитные барьеры на краях платформ предотвращают самоубийства лучше, чем синие огни.