В авиации происшествия, которые приводят к травмам или смерти пассажиров, а также причиняющие ущерб самому самолету, принято считать авариями. Инцидентом авиаторы расценивают любой случай, который только мог бы, но не привел к вышеперечисленным последствиям. Например, крушение самолета – это точно авария. А вот неисправность каких-то индикаторов в кабине пилота во время полета – всего лишь инцидент.
В истории авиации с 1903 года, когда братья Райт (Wright brothers) впервые совершили пилотируемый полет на аппарате с двигателем, произошло немало инцидентов и авиакатастроф. Некоторые из них были настолько пугающими или необычными, что уж точно заслужили вашего внимания.
10. Столкновение над Броклсби (Brocklesby)Во время учений 29 сентября 1940 года 2 военных самолета модели Avro Anson, принадлежавших ВВС Австралии, столкнулись и сцепились прямо в воздухе над поселком Броклсби, штат Новый Южный Уэльс (Brocklesby, New South Wales). Пилот и штурман самолета, оказавшегося ниже, немедленно покинули свое судно, а в «верхнем» самолете с парашютом спрыгнул только штурман. Леонард Фуллер (Leonard Fuller), главный пилот патрульного Avro Anson, оказавшегося сверху сцепившейся конструкции, остался на борту.
Вопреки ожиданиям, после столкновения самолеты не упали на землю и не разбились вдребезги. Вместо этого они сцепились и продолжили свой полет. Двигатели верхнего воздушного судна, в котором сидел Фуллер, перестали работать, но его машина оставалась на лету благодаря двигателям нижнего самолета. Пилот обнаружил, что он может контролировать нижний самолет, просто управляя своим собственным авиасудном.
Таким образом он пролетел сразу на двух самолетах целых 8 километров, прежде чем приземлился в Броклсби. Нижний Avro Anson после приземления был списан, а верхний отремонтирован и возвращен на службу в ВВС Австралии. Пилот Фуллер помог избежать потенциальных жертв на земле, сберег дорогую военную технику и был немедленно повышен в звании за свои заслуги.
{banner_banner1}
9. Легендарный рейс британского авиалайнера BA5390Утром 10 июня 1990 года авиалайнер BAC 1-11 Series 528FL авиакомпании British Airways совершал свой рейс из британского города Бирмингем (Birmingham) в Малагу (Malaga), Испания. Внезапно на высоте свыше 5 200 метров в кабине пилотов вылетело лобовое стекло. Резкий перепад давления вытянул капитана Тимоти Ланкастера (Timothy Lancaster) прямо из его кресла, несмотря на ремни безопасности. Пилота чуть не выбросило из самолета целиком, но его спасла незамедлительная реакция бортпроводника Найджела Огдена (Nigel Ogden), схватившего коллегу за пояс.
Во время рывка ноги Ланкастера ударились по панели приборов, и он нечаянно отключил функцию автопилотирования, что спровоцировало резкое пикирование судна вниз. Второй пилот немедленно взял управление самолетом в свои руки и сумел вернуть судно в нормальное положение, но тело капитана все еще находилось более чем наполовину за бортом. Разница атмосферного давления начала вытягивать наружу и уже сильно уставшего и обморозившегося Огдена, но его спас другой бортпроводник, удержавший товарища за ремень на его брюках.
К тому моменту Ланкастера уже изрядно потрепало о внешнюю часть самолета, и экипаж думал, что их капитан давно мертв. Кто-то даже предложил отпустить его, но в итоге было решено держать тело и дальше, чтобы его не засосало в моторы, ведь это могло бы привести к еще более трагическим последствиям. Самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Саутгемптона (Southampton), Великобритания, где было обнаружено, что Ланкастер все еще был жив. Мужчина отделался переломами, синяками и обморожением, а через 5 месяцев он снова вернулся на службу. Храбрый бортпроводник вывихнул плечо и также получил частичное обморожение. Больше никто не пострадал. Расследование выявило, что при установке нового ветрового стекла были допущены технические ошибки, из-за которых и произошло это жуткое происшествие.
8. Угон 812-го рейса компании Philippine Airlines25 мая 2000 года на борту самолета Philippine Airlines, осуществлявшего внутренний рейс по маршруту Давао – Манила (Davao, Manila), находилось 278 пассажиров и 13 членов экипажа. Судно было захвачено вооруженным мужчиной, угрожавшим всем не только пистолетом, но и ручной гранатой. После выстрела в перегородку кабины пилотов преступник, в котором позже опознали Августо Лакандула (Augusto Lakandula), забрался в командный отсек и велел разворачивать самолет назад в Давао. Капитан судна сообщил, что для этого им не хватит горючего, и злоумышленник затребовал снизить высоту, чтобы он мог спрыгнуть с самолета.
Перед прыжком Августо ограбил пассажиров рейса и попросил членов экипажа научить его пользоваться своим самодельным парашютом. Один из пилотов заметил, что этот некачественный парашют не был оснащен необходимым вытяжным тросом и сделал для угонщика новый из ленточки от занавески. Затем член экипажа открыл заднюю дверь самолета, но порыв ветра не пускал мужчину наружу, и тогда одному из пилотов пришлось помочь Лакандуле спрыгнуть с высоты 1 800 метров. Преступник тут же лишился пистолета и одного ботинка.
Злоумышленник не выжил. Его тело было обнаружено несколько дней спустя в лесу, а деньги, которые он украл у пассажиров, к тому моменту уже куда-то пропали. Следователи предположили, что парашют Августо изначально раскрылся, но не справился с потоками воздуха, и террорист с грохотом упал на землю, где он скончался от полученных травм.
7. Воздушное столкновение израильских военных самолетов F-15 и A-4В 1983 году ВВС Израиля проводили учебный бой в небе над пустыней Негев (Negev). Тогда же истребитель F-15 Eagle и столкнулся со штурмовиком A-4 Skyhawk. Столкновение вызвало взрыв, и пилот A-4 Skyhawk немедленно катапультировался.
Судно F-15 вошло в спираль и направилось прямо к земле. Зив Недиви (Zivi Nedivi), пилот падающего истребителя, проигнорировал приказы своего штурмана и по совместительству инструктора покинуть F-15 и предпринял попытку восстановить контроль над самолетом, несмотря на то, что его судно потеряло правое крыло.
Недиви удалось посадить свой истребитель на ближайшей воздушной базе. В полной мере храбрец смог оценить повреждение, нанесенное его самолету, только тогда, когда он повернулся пожать руку своему штурману. До этого оба пилота мало что видели из-за шлейфа от хлещущего во все стороны топлива. Происшествие было настолько невероятным, что даже представители авиастроительной компании McDonnell Douglas, собравшей истребитель F-15, заявили, что этим судном невозможно управлять без одного крыла.
Самолет починили и вернули на службу через 2 месяца. Зива Недиви, виновника происшествия, на время отстранили от полетов, но позже также вернули в строй. Пилот рассказал, что если бы он знал о потере крыла до приземления, он бы сразу же катапультировался.
6. Авиакатастрофа над Тирренским морем, рейс 870 Aerolinee Itavia
Вечером 27 июня 1980 года борт компании Aerolinee Itavia совершал перелет из Болоньи в Палермо, когда при таинственных обстоятельствах он упал в море в районе острова Устика (Ustica). Погибли все - 77 пассажиров и 4 члена экипажа, находившиеся в злополучном самолете. Точная причина крушения, которое итальянцы с тех пор называют «Массовым убийством на Устике», до сих пор официально остается загадкой.
Комиссия по расследованию причин авиакатастрофы рассматривала версии технической неисправности, столкновения с другим бортом, теракта и поражения ракетой. В 1989 году следствие пришло к выводу, что лайнер был сбит ракетой типа «воздух-воздух». Итальянский президент тех лет Франческо Коссига (Francesco Cossiga) заявил, что рейс был сбит французской ракетой, хотя все улики указывали на итальянский снаряд. Существует версия, что самолет попал под перекрестный обстрел между военными НАТО и Ливии. В правдоподобность этой теории поверило еще больше людей после того, как через несколько недель после Тирренской катастрофы в районе Калабрии (Calabria, административная область Италии) были обнаружены обломки ливийского истребителя MiG-23.
Итальянское правительство позже обвинили в сокрытии деталей дела, а 5 служащих ВВС Италии, связанных с расследованием, погибли при подозрительных обстоятельствах. В 2011 году гражданский суд Палермо заключил, что самолет компании Aerolinee Itavia был сбит ракетой, и вынес распоряжение, чтобы итальянское правительство выплатило семьям погибших компенсацию размером в 100 миллионов евро. Власти были признаны виновными в том, что они не обеспечили безопасность государственного воздушного пространства, скрыли правду и уничтожили целый ряд доказательств по делу о крушении.
5. Рейс 009 British Airways24 июня 1982 года самолет компании British Airways осуществлял свой плановый рейс по маршруту Куала-Лумпур – Перт (Kuala Lumpur, Perth), когда прямо над индонезийским островом Ява у него отказали все 4 двигателя. До потери контроля над судном экипаж и пассажиры заметили дым, поднимающийся от пола самолета, учуяли неприятный запах серы и увидели странное свечение, которое еще называют огнями святого Эльма (St. Elmo’s fire, электрический разряд в форме светящихся пучков). В авиации это свечение обычно возникает из-за концентрации статического электричества на лобовом стекле самолета во время приближающейся грозы.
Примерно в этот же момент передние двигатели авиалайнера начали светиться так, будто они горят изнутри. Затем моторы начали отключаться один за другим, и в итоге Боинг превратился в гигантский планер с 263 душами на борту. Капитан Эрик Муди (Eric Moody) сообщил, что все 4 двигателя вырубились, и попросил всех пассажиров сохранять спокойствие, пока он и его второй пилот пытаются перезапустить отказавшие моторы. Через 15 минут им все же удалось сделать обещанное, и самолет сразу же направился в ближайший аэропорт – в Джакарту (Jakarta).
{banner_banner2}
Расследование выявило, что двигатели самолета вышли из строя из-за вулканического пепла, выброшенного в воздух во время извержения горы Галунггунг (Galunggung). Оказывается, что Боинг пролетал прямо над вулканом, когда тот внезапно взорвался и выпустил в атмосферу столб пыли. Пилотам удалось перезапустить двигатели только после того, как попавшая в них раскаленная и вязкая зола остыла, затвердела и отвалилась, освободив воздушные каналы турбин.
После инцидента воздушное пространство в этом районе полностью закрыли, а пилотов рейса 009 представили к награде.
4. Столкновение над Боденским озером в районе Юберлингена (Uberlingen)1 июля 2002 года российский лайнер Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» с 9 членами экипажа и 60 пассажирами, среди которых было 52 ребенка, совершал свой перелет в Испанию, когда произошло трагическое столкновение с грузовым самолетом Boeing 757 компании «DHL». Авария случилась в небе над немецкой деревней Юберлинген, и ее причиной стали противоречивые указания автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS) и диспетчера швейцарской компании, осуществлявшей контроль над воздушным движением в этом районе.
Система TCAS, встроенная в оба самолета, предупредила о столкновении и дала указание грузовому самолету снизиться, а пассажирскому – набрать высоту. Однако дежурный диспетчер швейцарской службы, Петер Нильсен (Peter Nielsen), не учел траекторию самолета компании DHL и велел экипажу российского самолета также пойти на снижение. В результате произошла ужаснейшая авиакатастрофа, унесшая жизни всех, кто был на обоих рейсах, – 69 человек с Ту-154 и 2 пилотов грузового Боинга.
В аварии обвинили швейцарскую компанию, часть навигационного оборудования которой оказалась отключенной во время смены Нельсона, оставшегося в одиночку работать за двумя терминалами в ту злополучную ночь.
Российский архитектор Виталий Калоев потерял в этой аварии свою жену и двух детей. Обезумевший от горя мужчина нанял частного детектива, чтобы тот нашел для него адрес виноватого в крушении авиадиспетчера. 24 февраля 2004 года Калоев заколол Петера Нильсена до смерти прямо у него дома. В ноябре 2007 года россиянина досрочно освободили из швейцарской тюрьмы, и он вернулся домой, где его встретили как героя, а уже через пару месяцев назначили заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.
3. Катастрофа рейса 522 компании Helios Airways14 августа 2005 года рейс 522 компании Helios Airways летел из Кипра в Прагу. Самолет разбился в Греции, и в этой страшной аварии погибли все 115 пассажиров и 6 членов экипажа. В ходе расследования было обнаружено, что почти все находящиеся на борту люди за несколько часов до крушения были в бессознательном состоянии. По всей видимости, работники, проверявшие борт на герметичность до его вылета, были настолько небрежны, что совершили роковую ошибку в ключевых настройках системы кондиционирования и давления в салоне. Это стало причиной снижения уровня кислорода и массовой потери сознания пассажиров и экипажа, когда авиалайнер находился уже в небе.
К несчастью, оба пилота недооценили проблему, а бортпроводники поняли, что что-то пошло не так только тогда, когда самолет уже какое-то время летел на автопилоте. Авиалайнер продолжил набор высоты вместо снижения, когда из верхних панелей салона автоматически выпали кислородные маски. Бортпроводники не смогли связаться с пилотами или незамедлительно попасть в их запертую изнутри кабину, потому что она была защищена прочными пуленепробиваемыми дверьми, которые стали нормой в гражданской авиации после серии терактов 11 сентября 2001 года.
Самолет пробыл в воздухе еще 2 часа под управлением автопилота, пока его не перехватили 2 истребителя F-16 ВВС Греции. Один из пилотов военного самолета сообщил, что он видел, как в кабину управления проник бортпроводник, позднее опознанный как Андреас Продромоу (Andreas Prodromou). Но было слишком поздно, потому вскоре что у пассажирского лайнера закончилось горючее, и он упал на землю. Судебно-медицинская экспертиза выявила, что большинство пассажиров и членов экипажа были уже без сознания, когда воздушное судно разбилось.
2. Частичное катапультирование из тактического топливозаправщика ВМФ США KA-6D9 июля 1991 года тактический военный самолет ВМФ США модели KA-6D, заправочная модификация палубного штурмовика Grumman A-6, вылетел с авианосца USS Abraham Lincol для воздушной дозаправки другого самолета. На борту KA-6D находились лейтенанты Марк Баден, пилот, и Кейт Галлахер, бомбардировщик и штурман (Mark Baden, Keith Gallagher). Через несколько минут полета Галлахера внезапно катапультировало из его кресла, и он застрял в крышке купола самолета.
Верхняя часть его тела пробила стекло и находилась за бортом, а нижняя оставалась в кабине. Защитный шлем с головы штурмана сорвало, и лейтенант начал задыхаться из-за мощных воздушных потоков. Галлахер попробовал довести внеплановое катапультирование до конца, но попытка оказалась безуспешной. Через 6 минут лейтенант Баден посадил самолет, и оба они наконец-то смогли осознать всю серьезность произошедшего.
Судя по всему, только наполовину Галлахера выбросило из кабины из-за того, что его парашют зацепился за деталь самолета. За предпринятые во время происшествия действия Баден получил Воздушную медаль (Air Medal). Галлахер во время инцидента травмировал плечо и был временно парализован. К счастью, через 6 месяцев штурман восстановился и вернулся на службу.
{banner_banner3}
1. Рейс 990 EgyptAirНочью 31 октября 1999 года самолет компании EgyptAir летел из Нью-Йорка в Каир, когда по непонятным причинам он развалился прямо над Атлантическим океаном в 97 километрах от американской суши. В аварии погибли все 203 пассажира и 14 членов экипажа.
Правительство США утверждает, что крушение произошло по вине второго пилота, Гамиля Аль-Батути (Gamil el-Batouty), попытавшегося покончить жизнь самоубийством вместе со всеми, кто был на борту, направив самолет в крутое пикирование. Согласно отчетам, попытку самоубийства прервал капитан воздушного судна Ахмед Эль-Хабаши (Ahmed el-Habashi), вернувшийся в кабину и отбивший у второго пилота контроль над самолетом. Он вернул самолет на положенную высоту 7 300 метров, но после всех этих маневров корпус судна просто развалился в воздухе.
Египетские власти не признают такую версию и настаивают на том, что Аль-Батути не собирался кончать жизнь самоубийством. Вместо этого они считают, что самолет развалился из-за взрыва бомбы с таймером, подкинутой израильской разведкой в салон еще до вылета. Предположительными целями теракта были 34 генерала и 20 пилотов армии Египта, находившихся на борту рейса 990 EgyptAir. Они возвращались домой после 3-летнего курса по военной подготовке и изучению военных технологий США, который власти Израиля не раз называли прямой угрозой его государственности.