Киевские эксперты раскритиковали дискриминацию русского языка на Украине

Опубликовано 30 апрель 2019.

Президент Украины Петр Порошенко сообщил о намерении подписать принятый Верховной радой закон об исключительном использовании украинского языка. При этом на публичной пресс-конференции в Киеве украинские политологи заявили, что этот закон унижает прежде всего рядовых украинцев и наносит непоправимый ущерб экономике страны. Об этом сообщает специальный корреспондент Федерального агентства новостей в Киеве.

Как заявил директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко, после принятия Радой закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», многие заговорили о «правовой» и «лингвистической» дискриминации, которую он принесет.

«Но ключевая дискриминация, на мой взгляд, — это «дискриминация суверена». Поскольку Украина является республикой, то каждый гражданин фактически является сувереном и государство работает для него, — говорит Белашко. — Граждане Украины, которые платят налоги в казну, должны в равной степени пользоваться своими конституционными правами — вне зависимости от языка, веры или политических взглядов.

Но на Украине этого равенства больше нет — ведь законодательное ограничение использования родного языка грозит быстро превратить нацменьшинства в «украинцев второго сорта».

По словам Белашко, если государство отказывается говорить с человеком на удобном ему языке и «заставляет его говорить на другом языке — пусть понятном, но чужом, то такой человек уже не может считаться сувереном».

В итоге нормальный гражданин в этой ситуации либо уезжает в эмиграцию, либо уходит во «внутреннюю эмиграцию». Но в любом случае отказывает государству в политической лояльности, становясь врагом этого государства, добавляет эксперт.

«Мне особенно нравится главный аргумент «украинизаторов» — мол, раз страна называется «Украина», то и язык в ней должен быть украинский, — говорит Белашко. — Это, знаете, как в деревне: если кот пушистый, то его называют Пушок, а если какой-то замурзанный — то Мурзик.

Вот эта «дискриминация суверена» по мере роста политической культуры людей может стать миной замедленного действия. Ведь, как ни крути, далеко не все русскоязычные (и русскокультурные) украинцы вдруг, по приказу властей, осознали себя политическими украинцами».

По словам Белашко, в случае, если изменится политическая конъюнктура, то может очень быстро выясниться, что граждан страны, лояльных к «ценностям украинизации», в ней не так уж и много.

А может оказаться и так, что «это государство будет просто некому защищать», потому что количество внутренних врагов на Украине превысит все мыслимые пределы.

«Превращение во внутреннего врага — это естественная для гражданина реакция на государство, которое лишь формально защищает его интересы, — считает аналитик. — А на деле — грубо ущемляет и презирает их, ориентируясь на собственные идеалы.

Есть и второй момент — это так называемая «множественность дискриминации». Не бывает такого, чтобы гражданин подвергался дискриминации только в каком-то одном аспекте, а в остальных оставался полноправным человеком. За нематериальной дискриминацией обязательно последует материальная».

Здесь Сергей Белашко посоветовал обратиться к опыту Германии, Италии или Испании 1930-х годов.

«В фашистской Германии евреев сначала тоже «всего лишь» просили носить на рукавах нашивки со звездой Давида, а кончилось все Дахау и Освенцимом, — говорит он. – Или вот свежий пример: в Саудовской Аравии на днях отрубили головы 35 представителям этнического меньшинства, шиитам, населяющим юго-восток страны.

А ведь там тоже все начиналось с мягкой дискриминации — для начала король запретил им праздновать религиозный праздник Ашура. Потом — полностью запретил отправлять свои религиозные обряды, а там уже и до рубки голов оказалось недалеко».

В случае, если идеологический костяк режима Порошенко по каким-то причинам сохранится и укрепится, то на Украине дело тоже довольно быстро дойдет и до материальной дискриминации русских и русскоязычных.

«Сначала они вводят штрафы за использование русского языка — причем «не сейчас, а через три года». А вслед за ними на тех же условиях наверняка установят и отъем собственности, — прогнозирует аналитик. — При этом недоумение у меня вызывают так называемые «русскоязычные патриоты Украины», которые первыми поддерживают все дискриминационные проекты.

Хочется им сказать — господа, да потом, когда будет поздно, вы ничем не докажете свою лояльность. Вы можете сходить добровольцем в «АТО», бегло говорить по-украински, купить три «вышиванки» и отдать детей в украинскую школу. И все равно на вас будет стоять невидимое клеймо «москаля». Поэтому, рано или поздно, но за свою «инаковость» вам придется ответить. Тем более, что на Украине любая дискриминация строится на зависти и жадности».

Кроме того, заявил Сергей Белашко, идущий на Украине полным ходом процесс украинизации откровенно противоречит законам рынка.

«Те процессы, которые идут в нашей стране с украинским языком, принесли Украине одни экономические потери, — констатирует Белашко. — За последние 30 лет мы потеряли из-за этого миллиарды долларов. Во-первых, из-за перехода на другой язык упало качество образования. Во-вторых, из-за украинизации в стране резко снизилась производительность труда.

Причем во многих сферах это падение производительности происходит очень быстро. А огромное количество человеко-часов уходит на то, чтобы переводить с русского на мову. Кроме того, заставляя квалифицированные кадры говорить только по-украински, наша страна стремительно теряет и человеческий капитал — причем сотнями тысяч человек. В конечном счете все это приведет к провалу Украины как участника процесса глобальной конкуренции».

По поводу политики киевских властей Белашко заметил, что «если идти против прогресса, против рынка, против элементарной логики, наконец, то не прийти никуда, кроме политического и экономического тупика». В целом, говорит политолог, сейчас многие на Украине кожей прочувствовали — «языковой закон» стал апогеем националистического курса, которым повели страну после Майдана лихие «переможцы».

Белашко обозначил и пересечение уходящей властью некоей красной линии. Планомерно проводя политику декоммунизации и насаждения национализма, команда Порошенко в конце концов пришла к отрицанию главных принципов буржуазной демократии.

Поэтому, говорит глава Агентства социальных коммуникаций, принципиальную роль для будущего страны сыграет позиция, которую займет по этому вопросу новый президент Владимир Зеленский.

«В случае, если он попытается свернуть большую часть завоеваний националистов (включая «мовный закон»), то у нашей страны появится надежда на лучшее будущее.

Если же он прогнется под требования Рады и радикальной части общества, то Украина продолжит неуклонно катиться в пропасть», — резюмировал аналитик.

Другие новости Украины

Все новости Украины
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости