К настоящему времени отменено более 40 регулярных авиарейсов из Борисполя (Киев) в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Симферополь. Аннулировано 55 автобусных маршрутов из Харькова, Сум, Чернигова, Нежина и Путивля до Москвы. Прекращена работа двух паромных переправ между РФ и Украиной в районе Азовского моря. Таков итог распоряжения официального Киева «об укреплении государственной границы страны и выявлении нежелательных лиц, пытающихся дискредитировать Украину».
Сомнительный с юридической точки зрения документ, санкционированный украинским президентом Петром Порошенко, поистине стал приговором для сотен тысяч украинцев, имеющих родственные, деловые и культурные связи с Российской Федерацией, но лишенных возможности посетить Россию. Корреспондент Федерального агентства новостей решил испробовать на себе все плюсы и минусы путешествия из Киева в Москву.
Самолетом: «Извините, с русскими больше не дружим»
Миловидная девушка в кассе одного из крупнейших украинских операторов продажи авиабилетов констатирует факт: «Билетов на прямой рейс до России сейчас нет. Те, кто мог улететь, уже улетели». И с улыбкой добавляет: «Извините, мы ведь теперь с русскими вроде как больше не дружим. Вам подойдет вариант полета через Минск?»
Услышав отрицательный ответ, девушка искренне огорчается и говорит, что я у нее уже пятый за день потенциальный пассажир, не желающий лететь в Москву через белорусскую столицу. И тут же, словно спохватившись, предлагает новый вариант – через Польшу. «Немного доплатите, пару часиков посидите в терминале, а потом сразу – в вашу Белокаменную. Вам-то все равно, а мне плюс к продаже билета», – агентесса театрально изображает просителя. Натолкнувшись на мое безразличие к дальнейшему разговору, бросает мне вслед: «Спохватитесь еще, когда в Россию вообще летать ничего не будет!»
Автомобилем: крюк ада
Одно из направлений украинско-российской границы контролируется вооруженным формированием, запрещенным в России и считающимся «относительно легитимным» на самой Украине. «И куда это мы едем?» – задает вопрос человек в засаленной камуфляжной форме на импровизированном блок-посту при выезде из Харькова. «Оккупанты, что ли?» – человек вглядывается в курские номера моей старенькой «Волги». И добавляет в лучших традициях своих соратников: «Запомни и скажи своим москалыкам (россиянам – прим. ФАН): здесь власть – это «Правый сектор». Еще раз увижу тебя, предателя, – прострелю колеса, будешь пешком ходить на ту сторону».
Предателем для боевиков запрещенной в России организации я оказался по банальной причине: с украинским паспортом на руках имел неосторожность колесить по Украине на автомобиле с «неканонической» регистрацией. В итоге в Белгород я добрался, сделав крюк по так называемой «обходной дороге» – помогли дальнобойщики («канонические» документы у меня были в порядке).
Поездом: кому как повезет
Станция Конотоп является основным железнодорожным пунктом, соединяющим Украину и Россию на юго-западном направлении. Ранее по местным магистралям ежедневно курсировали до 25 международных пассажирских поездов. Чего только стоят такие выдающиеся направления: Белград – Москва, Венеция – Москва, Загреб – Москва, София – Москва и так далее.
С тех пор как начался вооруженный конфликт на Донбассе, «Укрзализныця» («Украинская железная дорога») сократила число поездов, следующих в РФ, до минимума. «В лучшем случае я могу добраться до Москвы молдавским поездом (речь идет о составе Кишинев – Москва) или львовским эшелоном», – говорит мой случайный попутчик, оказавшийся в Конотопе. – Но на них билетов нет. Наверное, придется ехать до Брянска электричками».
Следует особенно отметить, что на два оставшихся поезда международного сообщения можно «попроситься». То есть, договориться с проводниками и за определенную сумму добраться-таки до России, что называется, с комфортом. «Доберемся без проблем!» – говорит начальник состава, гарантировавший, что уже через три часа я буду пить чай со своими бабушками в Калуге. На вопрос, почему мой попутчик остался «на той стороне», начальник состава лишь многозначительно вздохнул.
Мнение эксперта
Прикрываясь связанными с конфликтом в Донбассе проблемами, действующие украинские власти попытались продемонстрировать всему миру свою способность противостоять России на так называемом «пограничном уровне», самостоятельно решив, сколько именно транспортных средств в целом и людей в частности смогут пересекать украинско-российскую границу. Об этом корреспонденту Федерального агентства новостей заявил представитель Международной мониторинговой группы ЕС Клаус Хофф. «Официальный Киев допустил ошибку, ограничив права граждан на пересечение границ двух государств, – в частности, сообщил он. – В первую очередь, от этого «пограничного состояния» пострадает сама Украина».
Уже страдает. По самым скромным статистическим подсчетам, только за последние три месяца из-за всевозможных эмбарго министерство инфраструктуры Украины не досчиталось более 40 миллионов долларов. Для страны, оказавшейся на грани дефолта, это может обернуться катастрофой.