Российский бизнес активно камуфлирует свое происхождение на Украине. Компании, которым, чтобы спастись от гнева украинских националистов, приходится мимикрировать, уже исчисляются десятками. На этот раз свое название была вынуждена сменить МТС.
О ребрендинге МТС официально сообщили 16 октября. МТС и Vodafone продлили соглашение о стратегическом партнерстве и намерены провести ребрендинг украинской «дочки» МТС. В рамках партнерства планируется развивать сети 3G. Запуск услуг 3G под брендом Vodafone на Украине состоится в ближайшие месяцы.
Официально причина смены названия не называется, но она довольно очевидна – на Украине идет «охота на ведьм», от которой не скрыться даже компаниям с самыми дальними российскими корнями. А учитывая, что весь крупный бизнес, в том числе банковский и телекоммуникационный, контролируется из России, сделать это несложно.
Немногим ранее МТС изменила схему владения украинской «дочкой». Если раньше компания принадлежала МТС напрямую, то теперь – через нидерландскую Preludium B.V. и люксембургскую Allegretto Holding. Формально реорганизацию МТС объяснила желанием расширить возможности привлечения инвестиций в «МТС Украину».
К слову, конкурент МТС, «Киевстар», также контролируется российский бизнесом – компанией «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Правда, совсем недавно он представил новый логотип. К традиционному синему добавлено немного желтого. В самой компании говорят, что так намного современнее. Ну, и наверное, патриотичнее.
Нефтяной бизнес пошел немного другим путем. Летом 2014 года компания «Лукойл» объявила о продаже своей сети заправок на Украине австрийской инвестиционной компании AMIC Energy Management. Традиционный красный цвет, как и название бренда, сменился на фирменные цвета нового владельца – бело-зеленые. Сделка вроде бы состоялась. Только СМИ быстро обнаружили бывших сотрудников восточноевропейских структур «Лукойла». А также нефтегазовой компании OMV, которая активно работает в России и даже ведет переговоры с «Газпромом» об обмене активами. Правда, прямых доказательств того, что нефтяная компания продала заправку самой себе, нет.
В самой сложной ситуации находятся банки. Вряд ли потребитель уточняет, услугами чьей заправки он пользуется или кто акционер «Киевстара». А название банку дается раз и навсегда - по крайней мере, раньше так было. Однако теперь их пришлось менять. Финансовая система Украины практически полностью формируется дочерними или родственными структурами Сбербанка, «Внешэкономбанка» (ВЭБ), ВТБ, «Банка Москвы», «Альфа-банка», и теперь им приходится подстраиваться под новые условия работы. Так, в конце 2014 года «Русский стандарт» сменил название. В рамках программы стратегического развития он объявил о ребрендинге на Forward Bank. «Ребрендинг предваряет консолидацию 100% акций Forward Bank группой европейских и американских инвесторов», — объясняли такое решение в пресс-службе финансовой организации. В «Альфа-банке» поступили еще хитрее. Они напоминают, что банк основан выходцами из Украины (уроженцами Львова, а ныне гражданами Израиля Михаилом Фридманом и Германом Ханом), которые живут в Лондоне. Кроме того, головная компания зарегистрирована в Люксембурге.
Подоплека всех этих ходов достаточно очевидна — компании просто вынуждают так поступать, а развязавшаяся истерика на Украине почти не оставляет бизнесменам пространства для маневров. Однако эксперты считают, что обрывать бизнес-отношения с Украиной все же не стоит. Макроэкономист Сергей Семенищев в комментарии Федеральному агентству новостей заявил, что российские бизнесмены должны вести себя в этой ситуации снисходительно — как с «заблудшими овцами».
«У нас с ними напряженные отношения. И давление будет с двух сторон – и с нашей, и украинской. Прорываться туда надо. Это не враги наши, а заблудшие овцы, хотя руководство страны и прогнулось под Америку. Во-первых, это выгодно для наших компаний. Во-вторых, это будет налаживать какие-то связи. Качество обслуживания и сервиса российского бизнеса лучше, чем местного. Но многое зависит от позиции самой Украины – будет или не будет она давать работать российскому бизнесу. У них сегодня одно, завтра – другое. Должник диктует условия своему кредитору. Это же абсурд какой-то! Надо искать лазейки и в нашем законодательстве, и их. Расширение ареала — всегда плюс», — говорит макроэкономист Сергей Семенищев.