Украинская армия укомплектована служащими по контракту, в стране нет потребности в очередной волне мобилизации, заявила пресс-служба Минобороны Украины. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с экспертом о возможных перспективах организации новой волны мобилизации.
По данным украинского министерства обороны, с начала 2016 года контракт подписали 53 тысячи военнослужащих, из них более 6 тысяч являются офицерами. Отмечается, что до конца года планируется включить в Вооруженные силы Украины еще 15-18 тысяч контрактников.
Напомним, что накануне президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демобилизации призывников шестой волны мобилизации.
«Совершенно точно можно сказать, что доверия к даже таким официальным заявлениям нет. Создается впечатление, что представители Минобороны Украины играют в «информационную ромашку». Если вспомнить эпопею со всеми призывными волнами на Украине, то можно заметить, что сообщения о потребности в новых призывниках расходятся друг с другом постоянно. Вряд ли станет исключением и последнее заявление о том, что необходимости в новой волне мобилизации нет. Буквально вчера спикер Минобороны Украины Вилен Подгорный заявлял о том, что до конца года в зону «АТО» необходимо мобилизовать 14 тысяч военных. С чем связаны подобные взаимоисключающие заявления? С недостаточностью информации, с несогласованностью действий, с изменившейся точкой зрения на сложившуюся обстановку западных кураторов Киева — нам неизвестно, но совершенно очевидно, что это не влияет положительно как на желание вступать в ряды ВСУ, так и на качество самих призывников», — пояснил ФАН политический обозреватель, эксперт Института стран СНГ Артем Журко.
По мнению политолога, радоваться заявлениям украинского Минобороны о наплыве контрактников тоже не приходится. Даже если и верить официальным цифрам, то надо учитывать, что подготовка этих контрактников под большим вопросом, как и их моральная устойчивость.
«Безусловно, часть этих контрактников составят уже прошедшие предыдущие волны мобилизации и не нашедшие себя в мирной жизни граждане. Пополнение осуществляется, в том числе, и в условиях общей ухудшающейся экономической ситуации в стране. Множество людей остались без работы, им приходится как-то выживать. Поэтому многие охотно идут в армию за обещанные гонорары. При этом мало кто учитывает то, что в условиях реальных боевых действий именно контрактники по большей части выводятся на передний край фронта. Достаточно ли у них навыков? Хватит ли мотивации? Все это, конечно же, большой вопрос. Кроме того, обещанные условия прохождения службы по контракту расходятся с реальностью. Так, например, срок службы, прописанный в контракте, вовсе не гарантирует того, что по истечению контракта военнослужащий отправится домой. Дело в том, что в стране действует так называемый «условный период», который дает право государству продлевать бессрочно срок действия контракта на время ведения боевых действий. Фактически контрактники становятся бесправными рабами, не имеющими права уволиться. Протесты, прокатившиеся недавно в Киеве по этому поводу, не повлияли на сложившуюся обстановку. И, по самым скромным подсчетам, около 15 тысяч контрактников уже попали в такую кабалу», — рассказал эксперт.
По словам Журко, о том, насколько реализуются социальные льготы и гарантии государства, о которых говорилось в агитационных роликах, ярко свидетельствуют недавние протесты бывших АТОшников во Львове, где мэр города попросту отмахнулся от вопроса об обещанных землях и квартирах, сославшись на то, что и в других городах тоже не выполняют свои обязательства. На этом фоне главной мотивацией службы по контракту становится именно денежное довольствие, сумма которого в среднем выше среднестатистической зарплаты по стране.
«В общем-то, и самому государству становится удобнее содержать именно армию контрактников, а не призывников, особенно учитывая, что прошедшие волны мобилизации фиксировали постоянное увеличение числа уклонистов. Только за шестую волну мобилизации недобор в ряды ВСУ составил около 60%. Поэтому, учитывая то, что расходы на войну сейчас составляют значительную часть бюджета, а «западные партнеры» выделяют мелкие транши помощи на укрепление обороноспособности, содержать более-менее оплачиваемую армию не очень проблематично. Что, впрочем, тоже ничего не гарантирует конкретному контрактнику, учитывая постоянные задержки по выплатам денежного обеспечения, которые фиксируют волонтеры. Поэтому выгода государства и логика его действий в призывной компании в целом ясна. Но популярность призыва по контракту может точно так же упасть, как и некогда упала популярность добровольческих движений. Возникновение малейшей финансовой трудности может повлечь за собой не только потерю желания воевать, но и массовые бунты среди военнослужащих, и без того испытывающих сложную психологическую нагрузку», — резюмировал Артем Журко.