Невзирая на то что Украина смогла пережить «российскую оккупацию», её шансы на выживание — 50%, написал для The Wall Street Journal Джудит Миллер. По словам журналистки, такой прогноз базируется на том, что Украина все еще страдает не только от «агрессии» своего восточного соседа, но и от коррупции, неэффективного госаппарата и сокращения численности населения.
«Скоро исполнится четыре года с тех пор, как Украина ведёт вялотекущую войну с Россией. Более семи процентов территории этой страны находится под оккупацией её агрессивного соседа. Выживет ли Украина как свободное, независимое и прозападное государство?» — пишет Джудит Миллер для The Wall Street Journal.
На этот вопрос ответ журналистке дал один опытный европейский дипломат, хорошо знакомый с ситуацией в регионе: «Шансы 50 на 50». Несмотря на то что президент Украины Пётр Порошенко выразил непоколебимую уверенность в будущем своей страны, с ним не согласны многие бывшие и действующие чиновники, эксперты и предприниматели, которые откровенно обсуждают беспокоящие их вопросы в кулуарных беседах.
«К её чести, Украина сумела преодолеть проблемы, которые уничтожили бы менее целеустремлённое государство, — считает Миллер. — Российское вторжение и незаконная аннексия Крыма в 2014 году, а также оккупация сердца промышленности — Донбасса — грозили превратить страну в финансовую и политическую развалину».
Однако спустя два года экономика Украины стабилизировалась и вновь начала расти: по оценкам Всемирного банка, в 2018 году она вырастет на 3,5%, а в 2019-м — на 4%. Этими успехами Киев обязан не только западной помощи и кредиту МВФ в размере $17,5 млрд, но и реформам правительства, укрепившим доверие инвесторов к Украине. Кроме того, по словам Миллер, Украина больше не зависит от российского газа, а также сумела создать своенравную свободную прессу и энергичное гражданское общество.
Однако ситуация на Украине всё же не совсем радужная, оговаривается Миллер. Коррупция присутствует повсеместно, а темп реформ снизился. В Европе украинский госаппарат превосходит по эффективности лишь молдавский, а обещания правительства приватизировать 3,3 тыс. государственных предприятий всё ещё не выполнены. Кроме того, растёт народное недовольство.
«Правительство сделало много, но этого недостаточно», — заявила по этому поводу член парламента Украины Светлана Залищук.
В 2014 году под сильным давлением Запада Киев всё же создал независимое Национальное антикоррупционное бюро. Однако на деле с 2016 года по коррупционным статьям были осуждены лишь три высокопоставленных чиновника.
Кроме того, слухи ходят и о коррумпированности самого Петра Порошенко. Магазины Roshen —компании, благодаря которой украинский президент стал олигархом, — в Киеве встречаются чуть ли не на каждом углу. Несколько украинцев рассказали журналистке, что, по их мнению, Порошенко воспринимает свою должность лишь как инструмент бизнеса.
В плане демографии ситуация на Украине также вызывает беспокойство, так как ежегодная смертность превышает рождаемость. Кроме того, по оценкам экспертов, каждый год с Украины уезжают 200 тыс. человек, так как в Польше, например, компьютерщик может получать зарплату в три раза больше, чем на Украине, а в Германии — почти в десять.
Помимо этого, по словам бывшего министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Амбромавичюса, число молодых политических активистов также снижается, так как их обескураживают перспективы реформ изнутри. «Есть островки реформ и надежды, но нам их нужно больше», — подвёл итог Амбромавичюс.