А с виду приличный человек. Ученые назвали признаки будущего алкоголика

Опубликовано 23 август 2020.

За последние 20 лет люди стали больше пить. И, считают ученые, эта тенденция будет только усиливаться. Однако соотношение трезвенников и людей с алкогольной зависимостью почти не изменится. Ведь чрезмерная любовь к спиртному определяется не только социальным окружением, но и индивидуальной предрасположенностью. А ее можно вычислить по нескольким неочевидным признакам.

Группа крови

Согласно исследованиям (правда, довольно давним), люди со второй группой крови больше подвержены алкогольной зависимости. По подсчетам ученых, в США в 1960-1980-х среди пациентов наркологических клиник почти у половины была именно эта группа. А вот с четвертой, наоборот, реже лечились от алкоголизма или состояли на учете у специалистов.

Однако у этого может быть и иное объяснение: всего у четырех процентов американцев четвертая группа крови, у 42-х — вторая. Кроме того, более поздние работы не выявили значимой связи между злоупотреблением спиртным и типом крови.

Правда, несколько лет назад шведские ученые установили, что люди со второй группой крови чаще болеют раком желудка. Возможно, это связано с их предрасположенностью к алкоголю и курению.

Горе от ума

В 2008 году ученые из Университета Глазго и Эдинбургского университета (Шотландия), в течение 30 лет наблюдавшие почти за восемью тысячами британцев, пришли к выводу, что алкогольной зависимости способствует высокий интеллект.

IQ добровольцев измерили в десятилетнем возрасте. А затем через десять, 20 и 30 лет подсчитали, как часто они злоупотребляют крепкими спиртными напитками. Оказалось, что проблемы с алкоголем больше характерны для взрослых, показавших в детстве высокий уровень интеллекта. Так, с ростом IQ на 15 единиц риск алкоголизма у мужчин увеличивался в 1,17 раза, а у женщин — в 1,38 раза.

Пять лет спустя похожие результаты получили финские исследователи, наблюдавшие за близнецами из трех тысяч семей. Выяснилось, что те, кто в детстве раньше других научился говорить, читать и писать, повзрослев, в среднем употребляют больше спиртного, чем их братья и сестры.

Правда, авторы работы отмечают, что дело скорее в социальном интеллекте — способности человека понимать поведение и настроение окружающих. Так, у близнецов, раньше освоивших речь, как правило, было больше друзей, в том числе увлекающихся выпивкой. В результате они чаще оказывались в компаниях, где приняты чрезмерные возлияния.

Однако британские исследователи, также обнаружившие корреляцию между IQ и тягой к спиртному, объясняют это законами эволюции. Среди животных самые умные особи чаще склонны к эволюционно новому поведению. А потребление алкоголя как раз к таковому и относится, ведь спиртное люди начали пить сравнительно недавно — например, пиво научились варить лишь восемь тысяч лет назад.

В тихом омуте

По данным сотрудников Института цитологии и генетики СО РАН и их немецких коллег, к алкогольной зависимости больше склонны спокойные, а не тревожные люди. К этому выводу ученые пришли после серии экспериментов на крысах. Одни животные были ручными, другие, наоборот, вели себя очень агрессивно по отношению к человеку.

Речь идет об уникальных линиях грызунов, выведенных российскими генетиками. На протяжении 80 поколений они отбирали животных на основе их реакции на людей. В прилежащем ядре мозга ручных крыс повышен уровень дофамина — гормона, создающего ощущение удовольствия. Учитывая, что этанол может искусственно влиять на его концентрацию в организме — за счет этого крепкие напитки снимают стресс, наблюдения за агрессивными и ручными грызунами позволили сделать некоторые умозаключения о причинах алкоголизма.

В течение нескольких дней грызунам предлагали на выбор воду и разбавленный спирт — двух-, пяти- и десятипроцентный. Тревожные и агрессивные грызуны предпочитали некрепкий алкоголь, а вот их спокойные сородичи — пяти- и десятипроцентный раствор этанола. Кроме того, после семидневного воздержания признаки алкогольной зависимости проявились именно у ручных крыс. А значит, чрезмерная любовь к спиртному может быть связана с пониженной тревожностью, а не наоборот, как считали ранее.

Любители сладкого и крепкого

У сладкоежек больше шансов стать алкоголиками, выяснили американские нейрофизиологи. Измеряя мозговую активность 16 здоровых добровольцев (средний возраст — 26 лет), ученые обратили внимание на то, что за любовь к сахару и этанолу отвечает одна и та же зона головной коры.

В ходе эксперимента его участники сначала пили подслащенную воду — в это время с помощью магнитно-резонансной томографии фиксировалась реакция мозга на сладкое. А затем отвечали на вопросы о том, как часто употребляют спиртное и в каких количествах.

Выяснилось, что стимуляция системы вознаграждения мозга подслащенной водой вызывала сильную реакцию у тех респондентов, которые слишком любили крепкие напитки.

Это согласуется с результатами ученых из Эксетерского университета (Великобритания). Они обнаружили вариант гена, который способствует повышенному потреблению сахара и алкоголя, а также высокому артериальному давлению. Это ген, отвечающий за выработку печеночного гормона FGF21. Он стимулирует поглощение глюкозы жировыми клетками и таким образом регулирует уровень сахара в крови. А кроме того, влияет на желание полакомиться сладким и употребить спиртное, воздействуя на гипоталамус.