Ограничение выдачи виз и закрытие диппредставительств можно считать самым крупным на сегодня шагом по возвращению РФ и США к периодам холодной войны. Автор статьи в Bloomberg Леонид Бершидский, впрочем, рассчитывает, что этот «железный занавес» окажется недолговечным, а «двусторонний идиотизм» в отношениях Москвы и Вашингтона закончится.
Новый виток обострения враждебных отношений США и России, возможно, «наиболее тупой и приносящий наибольший вред», утверждает в статье для Bloomberg Леонид Бершидский. Оба государства фактически ограничили своим гражданам свободу передвижения, заглушив самый дружественный канал связи между ними. Это, по мнению журналиста, пока крупнейший шаг назад, к временам холодной войны.
Госдепартамент США прекратил выдавать визы в Екатеринбурге, Владивостоке и Санкт-Петербурге — в прошлом году эти консульства в общей сложности выдали более 46 тыс. виз, что составило около трети «оборота» посольства США в Москве, теперь единственного в стране, кто продолжает выдавать американские визы. Большинство туристов сейчас просто выбирают другую страну вместо того, чтобы ехать на собеседование в Москву. Как будто этой ответной меры было недостаточно, Вашингтон потребовал закрыть консульство РФ в Сан-Франциско, что также означает конец туристическим поездкам в Россию для людей, которые проживают на Западном побережье.
«Мне понятна логика дипломатической расплаты, меня не волнует, кто это начал или кого следует винить… Если мешать россиянам, желающим повидать США, они будут оставлены на милость кремлёвской машины пропаганды, которая с радостью расскажет им свои истории о жизни в Штатах. Если создавать препятствия для поездок в Россию для американцев, они будут выбирать между всё более антироссийской мейнстримной прессой и экспортной версией той же самой кремлёвской пропаганды», — пишет в статье Леонид Бершидский.
Впрочем, по личному опыту журналист знает, что сейчас взаимопонимание не настолько ухудшилось, как в 80-е годы прошлого века, когда «железный занавес» дал трещину, а американцы были шокированы, впервые пообщавшись с русскими: пожилые вспоминали учения в школе на случай ядерного удара со стороны России, молодые слушали, «открыв рот», советский рок.
Если лишить американцев и россиян возможности путешествовать и встречаться друг с другом, 80-е вернутся довольно быстро, и это гарантирует лишь дальнейшее обострение отношений, ведь куда легче ненавидеть тех, с кем ни разу не встречался. Особенно сложно понять, почему именно США с таким рвением стремятся ограничить въезд россиянам, недоумевает Бершидский. В 2012 году, приводит пример автор, Грузия в одностороннем порядке отменила въездные визы для россиян, что было расценено Москвой как «пропаганда». Журналист был среди почти 514 тыс. российских туристов, которые посетили страну в тот год, и ему удалось собственными глазами увидеть как изменилась страна с 90-х годов прошлого века. «Если разрешить мне приехать и всё увидеть было пропагандой, то она эффективно сработала», — признаёт автор.
Бершидский соглашается с недавно опубликованной в The New York Times колонкой болгарского политолога Ивана Крастева, в которой тот утверждает, что американские либералы заворожены и напуганы Россией, так как Штаты начинают напоминать именно её. Возможно, за инстинктивным страхом «заразиться российскими социальными болезнями, от ярого национализма до крайнего цинизма», стоит неспособность американцев признать, что от визитов в их страну россиян Штаты только выиграют. В заключение статьи журналист высказывает надежду на то, что этот «двусторонний идиотизм» не затянется надолго. В конце концов, и «железный занавес» был не вечен, напоминает Бершидский.