Жизнь каждого человека неминуемо закончится смертью. Рано или поздно, все, кто сейчас читает этот текст, умрут.
В современном мире после смерти тело в большинстве случаев либо кремируют, либо закапывают. Как правило, это зависит от религиозных убеждений покойного или его родственников. Однако на Земле живут очень разные культуры, которые подчас очень сильно отличаются в своих привычках, менталитете и верованиях. В некоторых далеких уголках нашей планеты распространены настолько необычные посмертные ритуалы, что они способны повергнуть в шок почти любого жителя большого города. В этой подборке вас ждут 10 примеров самых экзотических традиций и церемоний, связанных со смертью и похоронами.
10. Сати (Sati, suttee)Сати – это индуистский ритуал, согласно которому недавно овдовевшую женщину сжигают вместе с ее покойным мужем на специально возведенном погребальном костре. Скорбящие вдовы обычно либо шли на это добровольно, либо на смерть их отправляли насильно всем сообществом. Существуют также и другие виды сати, во время которых женщину или закапывали живьем, или топили в воде. Подобная практика была популярна по большей части на юге Индии и среди представителей самых высоких каст. Практика сати некогда считалась высшим проявлением преданности жены своему почившему мужу. Впоследствии власти запретили этот ритуал еще в 1827 году, но его до сих пор иногда проводят где-то в самых глухих уголках Индии.
{banner_banner1}
9. Погребальные тотемные столбыТотемные столбы – это скульптуры из кедра, украшенные резными фигурами различных животных и мифических существ, широко распространенные в культуре коренных американцев северо-западного побережья Тихого океана. Погребальные тотемные столбы, возведенные особенно индейцами Хайда (Haida), в верхней части обычно имеют специальное углубление, в котором хранятся запечатанные останки вождя или очень уважаемого в племени человека.
Останки покойного индейцы по обычаю заключали в коробку только через год после его смерти, а затем этот ларец прятали на верхушке столба и закрывали спереди доской, расписанной или украшенной резьбой с традиционными сюжетами. Такие тотемные шесты издавна украшали фигурками клановых животных, считавшихся покровителями конкретного племени. Древние столбы считаются своеобразными семейными гербами, демонстрирующими генеалогическую легенду покойного.
8. Похороны викингов
Погребальные ритуалы викингов наглядно демонстрировали языческие верования этого северного народа. Викинги верили, что после смерти их ждет загробная жизнь в одной из девяти возможных реальностей. По этой же причине они изо всех сил заботились о том, чтобы после смерти попасть в лучший из миров. Тела усопших либо кремировали, либо предавали земле.
Похороны правителей викингов отличались отдельной зрелищностью. Согласно воспоминаниям об одной такой церемонии, тело вождя сначала закопали на 10 дней во временную могилу. В течение этого срока для усопшего должны были приготовить новую одежду. Вдобавок за эти 10 дней одна из рабынь покойного должна была согласиться стать спутницей своего господина в его загробной жизни. Вызвавшуюся на столь почетную миссию девушку сторожили день и ночь, и ее последние дни проходили в пьяном беспамятстве. Как только начиналась повторная церемония похорон, смертница должна была переспать со всеми мужчинами в деревне, после чего ее душили веревкой. Но и этого было мало, потому что в конце жрица еще и закалывала рабыню ножом. Тела предводителя и убитой женщины укладывали в деревянную ладью, которую потом поджигали и пускали по реке.
7. Ритуальное отрезание кончиков пальцев, народ Дани (Dani)Племя Дани из Папуа-Новой Гвинеи верит в то, что физическая демонстрация эмоциональной боли – самое главное и естественное проявление глубокой скорби. Например, если женщина потеряла члена семьи или своего ребенка, она отрезала себе крайнюю фалангу пальца. Этот ритуал был призван показать душевные страдания и символизировал благодарность. Вдобавок согласно верованиям местного народа ампутация прогоняла духа покойника, чтобы он не вызвал у его родных и близких сильное эмоциональное потрясение. В наши дни кровавый ритуал запрещен законом, но доказательства этой древней практики до сих пор встречаются в удаленных поселениях, где еще остались пожилые женщины с обрезанными кончиками пальцев.
6. Фамадиханаамадихана-дразама (Famadihan-drazana) или просто фамадихана – это церемония чествования мертвых. Она представляет собой целый традиционный фестиваль, проводимый обычно в горах на юге Мадагаскара. Ритуал проводится каждые 7 лет во время зимнего сезона с июля по сентябрь. Слезы и плач во время этой церемонии запрещены, ведь фамадихана – это именно веселье и пиршества, а не поминки, полные скорби.
Во время празднества тела усопших выкапываются из могил, и их оборачивают в новый саван. После эксгумации останки в свежей плащанице поднимают на руках над головами и несколько раз обходят с ними вокруг раскопанной могилы, чтобы покойники могли осмотреть место, ставшее их последним пристанищем. Во время фамадиханы по традиции можно перезахоронить всех усопших членов семьи в одну общую могилу. На фестивале играет громкая музыка, и все танцуют, пьют и пируют, как на обычной вечеринке. В прошлый раз фамадихана проводилась на Мадагаскаре в 2011 году, так что следующая процессия состоится уже совсем скоро…
5. Саллекхана (Sallekhana)
аллекхана или сантхара (Santhara) – это последний обет, предписанный этическим кодексом джайнов. Практикуется этот ритуал религиозными аскетами в конце их жизни. По сути они приближают свой конец постепенным отказом от пищи и питья, то есть постятся до полного истощения и смерти. Столь необычная практика очень высоко почитается среди последователей джайнизма.
Обет может быть принят только добровольно, и когда человек и без того уже близок к смерти либо из-за тяжелой болезни, либо из-за преклонного возраста. Впрочем, саллекхана порой длится до 12 лет, что дает постящемуся достаточно времени для размышлений о жизни, очищения кармы и сохранения уровня достигнутой духовности. Вопреки общественному противлению в 2015 году Высшая судебная палата Индии ввела запрет на такое ритуальное голодание.
{banner_banner2}
4. Зороастрийские башни молчанияБашня молчания или дахма – это погребальное сооружение, используемое последователями зороастризма для утилизации трупов. Согласно древней традиции тела погибших верующих оставляют на верхней площадке таких башен, где они медленно разлагаются под воздействием солнечных лучей, и где их расклевывают грифы. Зороастрийцы верят, что огонь, вода, земля и воздух – это священные элементы, и что они не должны быть осквернены погребением или кремацией покойников. Чтобы избежать ущерба этим священным элементам, зороастрийцы предпочитают оставлять тела усопших на съедение падальщикам.
Башни молчания – это специальные платформы с тремя концентрическими кругами. Тела мужчин обычно размещают на внешнем уровне, женские трупы – посередине, а детей – почти в самом центре. Конструкция позволяет грифам с легкостью добираться до мертвецов, а остающиеся после этой трапезы кости высыхают на солнце и потом проваливаются в оссуарий внутри башен и вымываются дождем. Погребальные башни до сих пор можно встретить в Индии и Иране.
3. Черепа в домахКирибати (Kiribati) – это островной народ, обитающий в центральной части Тихого океана. В наши дни эта нация следует в основном христианским похоронным традициям, но так было далеко не всегда. До 19 века местные жители практиковали так называемое чествование черепов. Традиция предусматривала сохранение черепа усопшего в доме его родных и близких, чтобы островное божество приняло дух этого человека в загробной жизни. После того как кто-то умирал, тело покойника лежало дома от 3 до 12 дней для его чествования. Чтобы покойник не смущал обитателей дома характерным запахом, помещение окуривали жженой листвой, а в рот, нос и уши умершего клали цветы. Тело иногда покрывали кокосовым маслом и эфирными маслами.
Через несколько месяцев после захоронения трупа родственники раскапывали могилу и вытаскивали оттуда только череп покойника, который затем полировали и клали на самое видное место в доме. Вдова покойного или его ребенок по обычаю должны были все время держать этот череп при себе – есть с ним, спать с ним и всегда носить его с собой. Из выпавших зубов умершего иногда делали целые ожерелья и подвески. Через несколько лет череп вновь закапывали.
2. Висячие гробыГорный народ Игорот (Igorot) с севера Филиппин хоронил своих мертвецов в висячие гробы, которые на протяжении почти 2 тысяч лет соплеменники привязывали и прибивали прямо к скалистым утесам. Это племя верило, что если поднимать тела усопших как можно выше, они смогут оказаться максимально близко к духам своих предков. Тела хоронили в позе зародыша, потому что игороты считали, что человек должен покинуть нам мир точно так же, как он в него и вошел. В наши дни современные поколения этой народности все чаще предпочитают западный и даже христианский образ жизни, поэтому уникальная древняя традиция уже почти вымерла и в наши дни встречается совсем редко.
1. Сокусимбуцу (Sokushinbutsu)
Последователи очень разных религий по всему свету верят, что если тело усопшего не разлагается, оно находится между двух миров. В Японии монахи школы Сингон из провинции Ямагата (Shingon, Yamagata) зашли в этом веровании намного дальше других. Например, они придумали традицию добровольной самомумификации или сокусимбуцу, которая согласно учению гарантирует человеку доступ на Небеса, где покойный сможет прожить еще миллион лет и оттуда защищать людей, оставшихся на Земле. Процесс такой мумификации требует от монаха чрезвычайной преданности этой идее и невероятной дисциплинированности.
{banner_banner3}
Все начинается со смены рациона. По традиции монах переходил на древесные корни, орехи, ягоды, сосновые иголки, кору и даже камни. Такая диета помогала избавиться от лишнего жира, мышц и даже естественной микрофлоры. Строгий пост длился от 1000 до 3000 дней. Все это время монах также пил сок лакового дерева, который ядовит для насекомых, любящих полакомиться мертвечиной. Весь этот процесс сопровождался медитацией. Кроме ядовитого сока, самоубийцам разрешалось пить небольшое количество подсоленной воды. Когда силы окончательно покидали самоотверженного верующего, он ложился в очень тесный сосновый гроб, отдыхал в нем свои последние дни и часы, а потом в этом же коробе японского монаха и хоронили. Человека обычно закапывали только через 1000 дней после его смерти. Если тело все это время не поддавалось тлению, это значило, что покойный стал сокусимбуцу. В таком случае почившего монаха облачали в ритуальную робу и выставляли в храме в качестве объекта поклонения. Весь ритуал длился свыше 3 лет. Говорят, что за всю историю такой необычной традиции успешно самомумифицироваться удалось только 24 мужчинам, и жили все эти монахи в период с 1081 по 1903 год. В 1877 году ритуал был официально запрещен властями страны.