Люди страшатся всего нового. Даже великие умы своего времени поначалу не принимали телевизоры, фотоаппараты, кинематограф и iPhone. Энтузиастам и мечтателям пришлось приложить немало усилий, чтобы сломить сопротивление. О великих изобретениях, в которые никто не верил, — в нашем материале.
Телефон, сотовый, iPhoneИдею телефонии Антонио Меуччи и Александр Белл продвигали с большим трудом — американцам разговоры на расстоянии казались глупой шуткой. Даже презентовав первый аппарат, Белл не смог пробить скепсис. Кто-то побаивался, что громоздкая штуковина шибанёт током; другие же опасались за свою приватность. А вдруг провода порвутся и все услышат, о чём треплешься? Да, паранойя — явление старое.
Кадр из рекламы 20-х годов — примерно так Александр Белл звонил по телефону
Доходило до смешного: набожная публика свято верила, что «дьявольский инструмент» Белла и Меуччи может использоваться для призыва злых духов и порабощения людских душ. Однако прорывные устройства не впечатляли даже людей рациональных. Сэр Уильям Прис, главный инженер Управления почт Великобритании, в 1878 году отметил, что англичанам хорошо и без новинки: «Может, американцам и нужен телефон, а нам — нет. У нас достаточно мальчиков-посыльных».
Едва человечество привыкло к проводной связи, как светлые умы заговорили о сотовой.
Концепцию разработали в 1947-м, спустя 26 лет Motorola представила опытный образец. К 1983 году производство поставили на поток. И снова скептики не верили, что такое возможно, а параноики опасались «Большого брата». Шокировал и заоблачный ценник первого в мире мобильника DynaTAC 8000X — примерно $10 тысяч по нашим временам. Но изобретение взлетело — сотовые трубки постепенно захватили мир, и к началу нулевых мобильник стал заурядным гаджетом. И тут бахнула очередная технологическая революция, в которую снова никто не поверил!
{banner_banner1}
Да, речь о «нелепой штуковине без кнопок». Сенсорный смартфон Стива Джобса позабавил не только потребителей, но и конкурентов Apple. Огромный экран, компактный корпус, шустрая ОС? И всё это с крохотной батареей? «Невозможно!» — постановили инженеры Research In Motion (ныне BlackBerry).
Индустриальные эксперты из RIM отмечали, что с таким дисплеем гаджет разрядится за пару минут. Они, конечно, были близки к истине, но всё-таки ошибались. Смелое детище Джобса навсегда изменило мир. Хотя конкуренты долго не унимались. Стив Балмер, тогдашний гендиректор Microsoft, заявлял:
У iPhone нет шансов получить значительную долю рынка. Абсолютно никаких. Конечно, с ценником $500 за аппарат можно неплохо заработать, но взгляните на 1,3 миллиарда мобильников, проданных по всему миру. Лучше наше ПО будет установлено на 60, 70 или 80% из них, а не на тех двух-трёх процентах, которые придутся на Apple. (Стив Балмер гендиректор Microsoft с 2000 по 2014 год)
Фото и киноКогда в 1839-м на заседании Парижской академии наук художник и изобретатель Луи Дагер показал первую в истории фотографию, яснейшие головы Франции отнеслись к новинке с подозрением. Сама затея казалась экспертам жуткой и отдавала какой-то чертовщиной — ну не должен человек выхватывать реальные моменты из жизни, перенося их на бумагу. Химик и журналист Франц Опель по этому поводу даже опубликовал заметку в журнале Leipziger Anzeiger, где авторитетно заявил: всё это — бред сумасшедшего.
Как показали тщательные немецкие опыты, уловить мимолётное изображение человека абсолютно невозможно не только с точки зрения техники. Такая попытка к тому же кощунственна. Человек сотворён по образу и подобию Божьему, а Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом, созданным человеком. (Франц Опель химик и журналист)
Первая фотография, дошедшая до наших дней
Когда «божий образ» всё-таки удалось поймать, скептики не отступили: ну показали нам мутное чёрно-белое изображение, а дальше-то что? Да и непонятно, зачем вообще заморачиваться такой ерундой, ведь есть, например, живопись.
В общем, фотографию посчитали чрезвычайно смелым, но нелепым занятием.
А вот кино произвело фурор почти сразу. В 1896 году хватило дебютного показа «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, чтобы о новшестве заговорили. Впрочем, магию синематографа всерьёз тоже не воспринимали — считали сиюминутным веянием, о котором быстро забудут. Сомневались в «важнейшем из искусств» даже сами артисты. В начале XX века Чарли Чаплин сказал: «Кино — явление почти мимолётное. Зрители хотят не смотреть записанный заранее спектакль, а наблюдать за людьми на сцене».
Телевидение, интернет, онлайн-шопингТелевидение «шло к успеху» долго. Сперва в 1907 году Борис Розинг, профессор Петербургского технологического института, запатентовал способ передачи изображений на расстояние. Спустя 16 лет идею реализовал американец Чарльз Дженкинс. В 1931-м русский изобретатель Владимир Зворыкин создал «иконоскоп», а ещё через два года — электронную телевизионную систему.
В сороковых он же разбил световой луч на три цвета — синий, красный и зелёный, — благодаря чему родилось цветное ТВ. Публика была в неописуемом восторге, однако в коммерческий успех киномагнаты не поверили. Дэррил Занук, один из основателей 20th Century Fox, выдал хлёсткий, как бы сейчас сказали, панч: «Телевидение не продержится на рынке и шести месяцев. Людям вскоре надоест пялиться каждую ночь в фанерную коробку». Интересно, что по этому поводу думают HBO и Netflix.
{banner_banner2}
А ещё скептики не верили в онлайн-шопинг.
В 1966-м сотрудники TIME даже выступили в классическом жанре «интернет ваш не нужон». Газетчики выпустили статью, где попытались предсказать, каким будет мир в 2000 году. Часть прогнозов сбылась. Например, угадали с фрилансерами: «Будут люди, работающие из дома». А вот с удалёнными покупками промахнулись. Газетчики писали: людям нравится ходить по ТЦ, это сродни ритуалу. Особенно женщинам: мол, и себя показать, и на людей посмотреть. Да и потрогать, повертеть товар в руках перед покупкой — святое дело, картинкой сыт не будешь. «Идея покупок на расстоянии, конечно, осуществима, но совершенно точно провальна», — так колумнист TIME хлестал по мордасам удалённый шопинг.
Сейчас ТЦ, конечно, не умирают, но интернет давит. Всякие «алики» и «амазоны» зарабатывают десятки миллиардов долларов ежегодно, а их доля рынка неуклонно растёт: в 2013-м они имели солидные 6%, а в 2018-м — уже 10%. И никакие ритуалы не потребовались.
Кстати, об интернете. В 60-х в воздухе витала теория удалённой передачи данных. Знаете, как это бывает: то один «фрик» озвучит идею, то другой… уважаемому научному сообществу пришлось вмешаться. Нобелевский лауреат по физике и автор голографии Денеш Габор даже сочинил труд «Изобретая будущее». В нем объяснил: данные по воздуху никогда не научатся передавать, ведь это дорого, сложно и никому не нужно.
Спорить с авторитетом было трудно — тогдашние технологии и впрямь не позволяли качать 50-гигабайтные репаки, как сейчас. Однако мечтатели не сдавались: в 1979-м показали первый модем, потом электронную почту, а затем и полноценный интернет. Чем дело кончилось, вы знаете.
Хотя эксперты сомневались до последнего.
В 95-м основатель 3Com и создатель Ethernet Роберт Меткалф сказанул: «Многие говорят, что в 1996 году и без того быстрый темп распространения доступа в сеть по всему миру только ускорится. Но моё мнение такое: взлёт популярности онлайна завершится полным крахом».
Паровоз, велосипед, автомобильСейчас сложно представить мир без поездов. Но чтобы «чух-чух» проник в наш быт, визионерам пришлось бороться не только с природой, но и обывательским скепсисом.
Начиная с XVIII века инженеры безуспешно пытались создать паровоз, но ни общество, ни потенциальные инвесторы не хотели иметь с «сатанинским чудищем» ничего общего. В 1784 году Уильям Мердок представил публике трёхколёсный дилижанс на паровой тяге, однако честной люд углядел в дымящем агрегате нечистую силу. Спустя два года конструктор Оливер Эванс пытался запатентовать паровую самоходку, но ему дали от ворот поворот, назвав идею «нелепой фантазией».
И только англичанин Ричард Тревитик добился успеха: в 1797-м создал протопаровоз, который — из-за паршивости дорог — поставил на рельсовые пути. Вскоре дело приняло массовый оборот, правда, поездофобы не унимались. Одни твердили, что пассажиры могут задохнуться от чада, другие — что такие бешеные скорости вредны для здоровья. Последний вывод озвучил не абы кто, а Баварский медицинский совет. Учёные мужи постановили:
Строительство железных дорог нанесёт ущерб общественному здоровью, ибо движение со скоростью больше 40 км в час неминуемо вызовет сотрясение мозга и сумасшествие, а у публики, находящейся возле такой дороги, — головокружение и тошноту. (Баварский медицинский совет 1837 год)
В это сложно поверить, но в своё время высмеивали даже велосипед — как сейчас гироскутеры. Когда раму додумались насадить на резиновые шины, байки стали удобными и безумно модными. От критики не спасло: взрослые дяди считали катание на велосипеде ребяческим занятием. Приходилось оправдываться — прогрессивная газета Washington Post в 1890 году писала, что велики — «это не просто бестолковая прихоть легкомысленных дам с крашеными волосами», а нечто большее. Например, спорт.
Увы, затея провалилась: стартовал XX век, двухколёсники вылетели из трендов. Устраиваешь велопрогулки? Чувак, это такооооой 1892-й! Журналисты The New York Sun даже написали статью, где искренне недоумевали, почему всякие вышедшие в тираж ретрограды ещё пользуются столь немодной штуковиной. Хайп ведь кончился! В итоге пришли к выводу: просто старшее поколение ностальгирует по причудам юности.
Похожая история и с автомобилем.В начале прошлого столетия царило мнение, что машина с двигателем внутреннего сгорания — игрушка «франтоватых хлыщей», а нормальные джентльмены должны ездить верхом. В 1902 году журналист The New York Times назвал авто непрактичным и отметил, что стоимость агрегата никогда не будет достаточно низкой для широкого распространения.
В чём-то он прав: первые автомобили были медленными, прожорливыми и дорогими. Исправил ситуацию дальновидный предприниматель Генри Форд, который наладил массовое производство дешёвых «повозок» для среднего класса.
И пароход
Главное для изобретателя — не сдаваться, даже если все над тобой смеются. В этом убедился американский инженер Роберт Фултон, создатель парохода. В 1803-м он построил первое в мире паровое судно, которое успешно прошло испытание в Сене, набрав скорость в три узла (примерно полтора метра в секунду). И это против течения! Но даже наглядные результаты не смогли убедить староверов.
Франсуа ле Мойн, комиссар по делам флота Франции, высмеял творение Фултона.Старому вояке паровые машины на морских судах не понравились: никогда этой ерунде, мол, не заменить паруса. Того же мнения придерживался и император Наполеон Бонапарт, назвавший в 1803 году Фултона жуликом.
{banner_banner3}
Во всех европейских столицах полно авантюристов, которые носятся по миру и предлагают правителям свои фантастические изобретения. Все они шарлатаны и обманщики, жаждущие только денег. Этот американец — один из них. О Фултоне не хочу больше слышать! (Наполеон Бонапарт 1803 год)
Через девять лет, правда, он сильно пожалел о своих словах: «Почему вы так поздно предупредили меня, что изобретение Фултона может изменить лицо мира? Если бы я знал об этом раньше! Ведь он приходил ко мне».
Впрочем, ничего смешного тут нет. Эксперты того времени опирались на неопровержимые, как им казалось, факты. Скептики делают это и сейчас — высмеивают самоуправляемые автомобили, подшучивают над проектами Илона Маска, а то и веселятся с «бузкоинов».
Но как знать — вдруг через несколько лет беспилотники займут шоссе, Маск отправит человека на Марс, а биткоины вытеснят доллары, рубли и евро? Кто будет смеяться последним?