Тяжелое наследие: 7 древних технологий, пленивших Запад
Опубликовано 10 февраль 2019.
Считаете, что Запад использует лишь передовые технологии? Как бы не так! Компьютерных «динозавров» хватает и там. В NASA используют процессоры 2002 года, в Нью-Йорке метро управляется технологиями 1930-х, а первые IBM до сих пор стоят в армии США. Ещё больше вопиющих примеров — в нашей подборке.
Ретро-форсаж McLaren F1 Красавец McLaren F1! Самый быстрый в мире серийно выпускаемый автомобиль с двигателем без наддува. Мечта любого мальчишки и любимая тачка Роуэна Аткинсона, звезды «Мистера Бина». Максимальная скорость — 392 км/ч, а до сотни разгоняется за смехотворные 3,2 секунды. Страшно дорогой: выпущено всего 100 экземпляров, причём сегодня за каждый просят $10-15 млн. Если бы Бэтмен существовал, он наверняка гонял бы именно на F1. И что с этим удивительным гиперкаром может быть не так? {banner_banner1} Сверхтехнологичный McLaren F1 выпускался с 1992 по 1998 год и оснащался топовым на тот момент железом. Но время идёт, технологии устаревают. Чтобы сейчас обслуживать это авто, нужны не просто батальоны ретро-механиков, но и доисторический ноутбук Compaq LTE 5280 под управлением MS-DOS. Только через него можно подключиться к карте условного доступа — интерфейсом между ПО лэптопа и автомобиля. Правда, так было до недавнего времени: в прошлом году инженеры таки научились эмулировать софт LTE 5280 на Windows. Теперь они используют современные ноутбуки. Но старые хранят — на всякий случай.
Чудеса нью-йоркской подземки
Однако суперкарам далеко до общественного транспорта. Особенно это касается метро. Нью-йоркская подземка дышит на ладан — часть оборудования не обновлялась почти столетие. Система управления движением поездов служит верой и правдой с 1930-х. Диспетчеры пользуются массивными платами с ламповыми индикаторами и вручную управляют стрелками и сигналами, которые сообщают операторам машин, по какому участку пути следовать. Все записи ведутся в обычном журнале. От руки.
Дряхлая аппаратура приводит к проблемам. Когда что-то ломается, руководство обращается к собственному ремонтному цеху, ведь устаревшие детали в магазинах давно не продаются. А фиксированный блок допотопной системы отображает дистанцию в смешные 304 метра и показывает лишь местоположение поезда. Больше ничего: никаких показателей скорости или данных о загруженности вагонов. С некоторых пор подземку улучшают, но пока обновили поезда только одной линии. На это потребовались шесть лет и 288 миллионов долларов. Так что до полной модернизации метрополитена ещё как до Луны.
Надёжность от NASA Помните популярные в начале века шуточки в стиле «для запуска этой игры нужен компьютер NASA»? Кто мог подумать, что космонавты в некотором роде так и застрянут в тех самых нулевых? Взять хотя бы корабль Orion, предназначенный для покорения Марса. Роль бортового компьютера этой махины, впервые запущенной в космос пять лет назад, выполняет Honeywell International Inc. Изначально вычислительный комплекс проектировался для самолётов Boeing 787. Не место в 2k19. Семь случаев, когда Запад забил на апгрейд
Можете не гуглить — сразу говорим: аппарат, мягко говоря, устарел. Компьютер работает на одноядерном процессоре IBM PowerPC 750FX, который выпустили в 2002 году. По словам представителей NASA, эту древность используют из-за надёжности и устойчивости к радиации. Всего на борту Orion установлены три таких модели. Как утверждают сотрудники управления, вероятность выхода из строя всей обоймы составляет не более 1 к 1 870 000. Неплохо для техники, по мощности уступающей бюджетному смартфону, не правда ли? Ракеты на дискетах Ну зато с армией США всё хорошо, верно? Не совсем. Пару лет назад Счётная палата опубликовала доклад, из которого следовало: в системе управления межконтинентальными баллистическими ракетами, стратегическими бомбардировщиками и самолётами-топливозаправщиками используются компьютеры IBM первой серии. Это такая гигантская бандура на полкомнаты, разработанная ещё в отвязных 70-х и безбожно устаревшая уже в неоновых 80-х. В качестве носителя информации для этих ископаемых используются легендарные 8-дюймовые дискеты. Те самые, которые у молодёжи ассоциируются исключительно с иконкой сохранения. {banner_banner2} Министерство обороны США объясняет это безобразие нехваткой финансов на новое дорогое оборудование и опять же надёжностью. Поскольку схема донельзя устаревшая, взломать её почти невозможно: хакеры пусть хоть головой об стенку бьются, однако всё равно не смогут удалённо запустить ракеты. Правда, есть и обратная сторона. Информация способна в любой момент исчезнуть: магнитным дискетам свойственно терять заряд, а с ним и данные. Но вояк это нисколько не смущает, списывать в утиль старые добрые «шкафы» они не спешат.
Солдатское горе и шпионские страсти Военным США в принципе не привыкать к доисторическим технологиям. Солдатам начисляют зарплату старинные компьютеры под управлением MS-DOS. Однажды агентство Reuters провело целое расследование и пришло в ужас: бедолаг периодически нагло обсчитывают, но без злого умысла — древние железки просто глючат и сбоят. С ветеранами ещё печальнее: в сети специализированных госпиталей используется система VistA, тоже на базе MS-DOS. Управляется она через командную строку с заранее прописанными значениями. Из-за этого врачи вынуждены совершать десятки лишних манипуляций, чтобы выполнить простейшую задачу. Может, старых вояк так мотивируют не ходить лишний раз к врачу?
Всё непросто и у Секретной службы США. Если верить экс-сенатору Джо Либерману, там используют архаичный мейнфрейм. В 80-х его сделала IBM, штуковина способна обрабатывать лишь 42 действия одновременно. Правда, в отличие от сверхнадёжного бортового компьютера Orion, этот реликт работает только в 60% случаев — остальное время его предпочитают не перегревать. Когда правда всплыла, спецслужбисты пообещали заменить старьё на новые модели. Сдержали слово? Кто знает. Хорошие агенты тайн не раскрывают. Защита авторских прав мечом и алебардой Успешные артисты на Западе чувствуют себя вольготно — миллионы долларов, яхты, виллы. Не жизнь, а сказка. По крайней мере, пока дело не доходит до защиты интеллектуальной собственности. Любой американский контент-мейкер, который хочет обезопасить свои творения от посягательств плагиаторов, должен пройти через настоящий ад — Бюро авторского права США. Чем бы ни занимался творец, подавать заявку придётся на древнейших носителях — тамошнее оборудование считывает только их.
Написали классную статью в газету? Будьте добры принести в ведомство микрофишу. Это древняя штуковина для чтения страниц с экрана. Она часто мелькает в голливудских фильмах, когда герои ищут старые публикации в городских архивах. Сняли фильм или музыкальный клип? Знайте: в бюро принимают исключительно видеокассеты. Причём даже не VHS, а ископаемые Betamax. Хуже того, вся документация ведётся на бумаге — если нужно что-то найти, придётся копаться в старых каталогах и лазить по пыльным полкам. {banner_banner3} Налоговый монстр — что мертво, умереть не может Говорят, смерть неизбежна. Но не везде — например, ряд программных систем Службы по внутреннему налогообложению всё никак не помрёт. А ведь давно пора — некоторые используются со времён Джона Ф. Кеннеди и написаны на языке COBOL образца 1959 года. Чтобы ПО хоть как-то работало, его регулярно патчат — в итоге получается что-то вроде монстра Франкенштейна. Однако штатовские налоговики не торопятся заменять страшилище, даром что получают каждый год по 2 миллиарда долларов на развитие технологий.
Другая проблема, связанная с деньгами, — злосчастные банкоматы. И касается это не только Запада, но и всего мира. До недавнего времени 95% «шкафов с наличными» работали под управлением Windows XP. И только когда Microsoft заявила о прекращении поддержки ОС в 2014-м, банки задумались о возможных брешах в безопасности и стали переводить машины на Windows 7. Процесс медлительный — в той же Индии от XP планируют окончательно избавиться только в этом году. Причин несколько, но главная — старые банкоматы не тянут нынешние «семёрки» и «десятки». А железо менять долго и дорого.
По-своему это даже мило: кнопочки и рычаги в легендарной подземке, Betamax в патентном бюро. Традиции! Но из-за таких рудиментов солдат обсчитывают, а пассажиры рискуют не дождаться вагона метро. С другой стороны — зачем ломать то, что исправно работает? Пусть и с 30-х годов.