Пока группа специалистов из России и Египта определяет порядок расшифровки бортовых самописцев потерпевшего крушение лайнера Airbus A321, эксперты судят о предварительных причинах катастрофы по фото с места трагедии. Так, заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов, изучивший снимки обломков крылатой машины, опроверг версию со взрывом на борту, к которой склоняются некоторые его коллеги.
По словам эксперта, лайнер начал разрушаться еще в воздухе, о чем, в частности, говорит и тот факт, что радиус поиска тел пассажиров постоянно увеличивается, однако взрыва или воспламенения не было: пилот потерял управление машиной, и Airbus при сохранении скорости начал стремительно падать.
— Динамический напор воздушного потока, когда самолет начинает неуправляемо падать, сам по себе приводит к значительным разрушениям, — объясняет Попов. — Другими словами, самолет начал ломаться не от удара о землю, а еще в воздухе, из-за динамических напряжений. Отдельные детали могли отрываться, люки открываться, произошла разгерметизация, поэтому тела сейчас и находят на значительном удалении от места крушения.
В первую очередь, военный летчик связывает потерю управления с отказом техники, хотя, по его словам, пресловутый человеческий фактор сбрасывать со счетов пока тоже нельзя. Данные статистики по авиапроисшествиям в России за последние 20 лет говорят о том, что версии крушения, вызванные ошибкой пилота, выбились в лидеры антирейтинга. А всему виной, по словам эксперта, недостаточная подготовка специалистов и острая нехватка профессионалов-преподавателей.
— Последние 25 лет мы готовили их (пилотов гражданской авиации. — Прим. LifeNews) весьма условно. То есть теоретическую подготовку летчики проходили, а вот налетать часы не успевали, — отмечает генерал. — Выпускник потом приходит в авиакомпанию и начинает учиться технике пилотирования уже в кабине воздушного судна, на непосредственной практике.
А вот с российским авиапарком, по словам специалиста, ситуация иная. Владимир Попов подтверждает расхожее утверждение о том, что возраст для крылатой машины не важен, в отличие от ухода.
Потерпевшему крушение Airbus A321 было восемнадцать лет, но его состояние, по мнению специалиста, могло до последнего не вызывать никаких опасений, а засечь неполадки можно было бы при ближайшем глубоком осмотре, до которого он просто не долетал.
— Восемнадцать лет для такого лайнера это не возраст. У нас есть примеры, когда более 50 лет самолет исправен и благополучно выполняет свои задачи. Например, у нас в Вооруженных силах служит Ил-18 — очень качественный самолет, за которым внимательно следили, хотя внешне он уже выглядит допотопно, — подчеркнул он.
Возвращаясь к трагедии, которая случилась в субботу, 31 октября, эксперт указывает на набор косвенных признаков, которые могли указывать на неполадки с двигателем.
— Когда отказала радиостанция, когда пилот заметил изменение сигнальных лампочек, скорее всего, где-то произошел отказ генератора, который питал электрическим током определенную систему, — говорит Попов. — А генератор работает от силовых установок в двигателе, что косвенно может указывать на поломку в нем самом. И в этом случае бортовые самописцы смогут пролить свет на причины трагедии.
Напомним, 31 октября с лайнером Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», совершавшим рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, была потеряна связь. Сообщалось, что самолёт резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с экранов радаров.
Позже стало известно точное место крушения лайнера. На борту находилось 224 человека — семеро членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 29 детей.