Новейшие достижения самолетостроения, которые нашли применение в конструкции системы управления лайнеров семейства Airbus, не всегда идут на пользу статистики по аварийности — в этом уверен заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов. По его словам, удобство обращения со штурвалом нового типа оставляет желать лучшего и даже опытный пилот, который сможет вдруг оказаться в кабине такого самолета, не застрахован от роковой ошибки.
— Штурвал управления на самолетах типа Airbus (или «джойстик», как его называют по аналогии с электронными гаджетами) находится слева от командира. Я, например, не левша, и не знаю, будет мне удобно или нет, — объясняет Попов. — Да и в целом это неправильно, потому что симметрия человеческого тела эргономически предусматривает установку этого джойстика по середине, потому что управлять им левой рукой не совсем привычно.
Кроме того, генерала смущает электродистанционная «начинка» лайнеров нового поколения. По его словам, Airbus может стать внезапно неуправляемым при малейшем сбое, поскольку сама ручка управления требует постоянной подачи тока.
— На этих самолетах электрическая система управления. Орган исполнения — аэродинамический, от него идут электрические провода через компьютерный блок и замыкаются на ручке управления, этом джойстике. Так вот представьте ситуацию, при которой все системы работают, а электричества нет, не бегут кулоны по проводам, — отмечает специалист. — Тогда что вы сделаете с этой электрической ручкой? Ничего.
При этом эксперт подчеркивает, что такое возможно только при крайне негативном стечении обстоятельств, хотя трагедию, которая произошла в Египте в субботу 31 октября, он и относит именно к таковым: по мнению Попова, в истории с Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» сыграли свою роль и отказ генератора, и вероятная изношенность оборудования, и человеческий фактор.
— Разумеется, в конструкции самолета все эти системы дублируются, прокладываются параллельно трижды и замещаются, но теория вероятности — вещь неумолимая, — говорит он. — В техническом исполнении всегда остаются 0,97% , которые мы не можем предусмотреть.
Напомним, 31 октября с лайнером Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», совершавшим рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, была потеряна связь. Сообщалось, что самолёт резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с экранов радаров. Позже стало известно точное место крушения лайнера. На борту А-321 находилось 224 человека — семеро членов экипажа и 217 пассажиров, из них 29 детей. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.