Письмо министру связи и массовых коммуникаций России Николаю Никифорову написал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф, сообщает газета «Коммерсантъ». В частности, он попросил перенести на 1 июля 2016 года вступление в силу закона, обязывающего государственные органы с 1 января будущего года письменно обосновывать случаи закупки иностранного программного обеспечения.
Шауфф считает такой подход дискриминацией и ограничением свободной конкуренции. Он предупредил, что вступление закона в силу вынудит иностранные компании приостановить инвестиционные программы и даже уйти с российского рынка в условиях нечетких правил игры.
В Минэкономики изданию сообщили, что обращение АЕБ пока не получали. «По мнению министерства, вводить запреты на закупку иностранных товаров для государственных нужд целесообразно при одновременном выполнении трех условий: российская продукция соответствует современному уровню развития технологий, наличие не менее трех отечественных производителей данной продукции, отечественные производители способны удовлетворить спрос в полном объеме.
Источник газеты в одном из министерств, знакомый с содержанием письма, отмечает, что опасения АЕБ вызваны не столько подписанным президентом Владимиром Путиным законом, сколько постановлением об ограничении госзакупок иностранного ПО, проект которого был внесен Минкомсвязи в правительство 30 июня и может быть подписан премьером Дмитрием Медведевым уже в ближайшие две недели. Постановление устанавливает запрет на приобретение с 1 января 2016 года иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд «в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей».
Желание иностранных компаний сохранить российский рынок и поток денег понятно и предсказуемо, говорит исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко. «Иностранные IT-компании участвуют в санкциях в отношении российских предприятий и субъектов Федерации. И на этом фоне пытаются не допустить в России поддержку и развитие своей индустрии производства ПО. Локализовать ПО не представляется возможным, это не строительство заводов. Открытие в России центров разработки иностранных продуктов не делает программное обеспечение подконтрольным России. Контроль и центр прибыли остаются в других странах», — считает она.