22 ноября в 00:22 по московскому времени подрыв двух последних ЛЭП, подающих электричество с Украины в Крым, оставил 1,8 млн человек на полуострове без света. То, о чем так долго грезили радикалы в Киеве, свершилось — Крым погрузился во тьму. Почему это произошло, кто в этом виноват, и как долго продлится «электроголодовка» полуострова? Корреспондент Федерального агентства новостей постарался найти ответы на эти и другие вопросы.
С чего всё началось
Всё началось с того, что вследствие воссоединения Крыма с Россией лидеры «Меджлиса крымско-татарского народа» Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров лишились как привычных прибылей, так и своего влияния. Дальнейшее было закономерно. Оба заняли крайне враждебную позицию по отношению к России и стали добиваться возвращения Крыма под юрисдикцию Украины любой ценой. Действия Джемилева и Чубарова, пытающихся спасти свой бизнес и преференции, нашли полное понимание и поддержку как среди украинских националистов, так и у официального Киева.
Когда надежд на скорейшее отвоевание полуострова в ходе великого освободительного похода ВСУ, поддержанного военной мощью НАТО, не осталось, Джемилев и Чубаров решили перейти к «стратегии непрямых действий». Теперь речь шла уже не о возвращении полуострова Украине в ходе силовой акции, а о полной изоляции Крыма от материковой Украины. Сие, согласно публичным высказываниям «меджлисовцев», должно было каким-то немыслимым образом и вопреки всякой логике «разбудить крымчан». И побудить их со слезами умиления вернуться в украинские объятья.
16 сентября 2015 года Чубаров анонсировал начало продовольственной «блокады» Крыма. 20 сентября «блокада» началась. На телеэкранах замелькала низенькая, нескладная, одетая в мешковатый костюм фигура депутата Верховной рады Украины Джемилева, дающего интервью на фоне блокированных «Правым сектором» (организация запрещена в РФ решением Верховного суда — прим. ФАН) фур. Рунет заполонили десятки шаржей, высмеивающих внешний вид бывшего председателя «Меджлиса», и сотни фотографий переполненных прилавков крымских магазинов с подписью «Голод в Крыму!»
Тем временем Турция вчетверо нарастила свои плодоовощные поставки на полуостров. А значительная часть украинских поставщиков, традиционно продававших в Крым свои продовольственные товары, понесла колоссальные убытки. Больше никаких внятных результатов распиаренная украинскими СМИ продовольственная «блокада» Крыма не принесла. Мало того, 20 ноября стало известно, что российское правительство с 1 января 2016 года решило запретить импорт украинских товаров, о чем сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. «Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации — экономическим, финансовым, мы приняли решение о введении... защитных мер в виде продовольственного эмбарго», — отметил он. Продолжать блокировать то, что Россия сама поставила под запрет, было уже как-то совсем глупо — это дошло даже до воинствующих «меджлисовцев». После чего они снова сменили тактику, нацелившись теперь на энергосистему непокорного полуострова.
Попытки первых «тестовых» подрывов опор ЛЭП в Херсонской области происходили еще в октябре. Их результаты, надо полагать, показались Джемилеву и Чубарову вполне обнадеживающими. Во-первых, оказалось, что члены подконтрольных «меджлисовцам» вооруженных отрядов вполне способны «приватизированными» в зоне АТО 82-мм минометными минами справиться с электроопорами. Во-вторых, выяснилось, что все четыре ЛЭП, соединяющие Украину с Крымом, де-факто никто не охраняет. В-третьих, стало понятно — на возню возле ЛЭП «меджлисовцев» и присоединившихся к ним националистов смотрят сквозь пальцы как местные власти, так и Киев.
Учтя всё это и испытав 20 ноября крах своих надежд на продовольственном «фронте», Джемилев и Чубаров начали наступление на «фронте» электрическом.
Электрика Крыма
Тут самое время немножко притормозить, чтобы уяснить: а что, собственно, представляет собой на данный момент энергосистема Крыма?
В советское время предполагалось сделать Крым полностью энергонезависимым, для чего активно велось строительство Крымской АЭС. Однако катастрофа на Чернобыльской АЭС привела сперва к временной, а позже и к полной заморозке этого строительства. Крым остался энергозависим. После распада СССР полуостров самостоятельно вырабатывал на своей территории до 20% необходимой электроэнергии, а прочие 80% получал с материковой части Украины. Источниками импортной электроэнергии служили Запорожская АЭС (крупнейшая электростанция в Европе), Запорожская ТЭС и энергосистемы Николаевской области. Переток электроэнергии в Крым осуществлялся по четырем ЛЭП: Мелитополь—Джанкой (пропускная способность 330 кВ), Каховка—Джанкой (330 кВ), Каховка—Островское (330 кВ), Каховка—Титан (220 кВ). При этом суточная потребность полуострова на момент воссоединения с Россией составляла порядка 1000 МВт.
Разумеется, проблема энергоуязвимости Крыма не являлась секретом для руководства РФ, но одномоментно справиться с ней было невозможно. В конце апреля 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак с известной долей осторожности объявил, что «отключение» Крыма от Украины обойдется в 130 млрд рублей. При этом Новак планировал, что большую часть этой суммы покроют частные инвесторы. Дальше начались поиски этих самых инвесторов. Шли они ни шатко ни валко до тех пор, пока ситуация вдруг не обострилась. В сентябре 2014 года Украина ввела ограничения на поставки электроэнергии в Крым. 30 декабря 2014 года были подписаны контракты о поставке угля и электроэнергии из России на Украину, после чего ограничения были сняты.
Важно понимать, что с этого самого момента, то есть с 30 декабря 2014 года, Крым получал уже не украинскую электроэнергию. Последняя была российской, шедшей транзитом через Украину, как часть перетока, обеспечиваемого ЕЭС России. Но всем было понятно, что это паллиативное решение, поскольку четыре «пуповины» идущих на полуостров ЛЭП продолжали оставаться украинскими.
Энергомост
Сделать Крым независимым от поставок украинской энергии могло только прямое подключение полуострова к энергосистеме России. Осенью 2014 года был объявлен конкурс на строительство энергомоста через Керченский пролив. В параметрах конкурса указывалось, что он должен быть рассчитан на рабочее напряжение 220 кВ и должен быть построен к октябрю 2016 года, а его стоимость не должна превышать 13,8 млрд рублей. Для выдачи мощности в энергосистему Крыма планировалось строительство магистральной ЛЭП Керчь—Симферополь протяженностью 240 км. В сентябре 2014 года были начаты подготовительные работы для ее строительства. К декабрю 2014 года на территории Крыма была выбрана трасса и оформлены земельные участки. ЛЭП уже строится.
В июле 2015 года стало известно о том, что Министерство энергетики наконец-то заключило госконтракт о строительстве энергомоста в Крым. Общая стоимость проекта — он включает четыре линии кабеля и строительство двух электростанций в Крыму — превысила 47 млрд руб. В 2015 году на проект уже было выделено 9,5 млрд руб. из общей суммы.
Тем временем началось активное двухэтапное строительство энергомоста Ростовская АЭС—Симферополь. 11 октября 2015 года китайское судно-кабелеукладчик JIAN JI 3001 прибыло в Керчь. После укладки кабеля в барабан 17 октября судно отправилось к месту работ в Керченском проливе.
Первую очередь работ по проекту «энергомост» изначально планировали завершить к началу 2016 года. Замминистра энергетики Крыма Евгений Демин сообщил, что это обеспечит полуостров энергией мощностью 300—400 МВт. «Кабель для энергомоста уже практически положили, но, чтобы его запустить, нужна еще инфраструктура вокруг», — заявил Демин. Однако события 20—22 ноября, приведшие к полному прекращению транзита электроэнергии в Крым через территорию Украины, заставили исходные планы изменить. Александр Новак пообещал, что первая очередь энергомоста начнет функционировать еще до Нового года. Полностью завершить его строительство планируется в начале 2018 года, что позволит суммарно поставлять в Крым 600—800 МВт ежесуточно к уже имеющейся на полуострове 350 МВт собственной генерации. Таким образом, даже после завершения строительства первой очереди энергомоста, в Крыму вплоть до 2018 года будет ощущаться дефицит электроэнергии. В том случае, разумеется, если до 2018-го не будет восстановлен транзит электроэнергии через территорию Украины.
Украинский цирк
Вернемся теперь к событиям ноября сего года в Херсонской области. По некоторым данным, 20 и 22 ноября группа боевиков из числа верных Джемилеву и Чубарову крымских татар при участии националистов из «Правого сектора» вывела из строя все четыре ЛЭП, питающие Крым электроэнергией. Правда, попутно без света остался ряд военных и гражданских объектов в самой Херсонской области… Для устранения ЧП была отправлена бригада ремонтников. Но «патриотически настроенные» боевики не пустили украинских электриков к подорванным опорам. В дело вмешались украинские правоохранители. Их попытка урезонить распоясавшихся активистов «блокады» Крыма закончилась дракой и ударом ножа в спину полковнику полиции. Разборки между радикалами и полицейскими дошли до самого «верха» и закончились личным визитом Джемилева к президенту Украины Петру Порошенко.
Если кто-то думает, что по результатам этого визита экстремист-«меджлисовец» был арестован, то он глубоко ошибается. В ходе встречи стороны прояснили свои позиции, мгновенно нашли полное взаимопонимание, в результате чего произошло сразу нескольких парадоксальных событий. Сперва украинские ремонтники объявили-было, что восстановить электроподачу в Крым можно за 3—4 дня. Но Джемилев поспешил уточнить, что ЛЭП «восстановлению не подлежат», и на этом официальное обсуждение этой темы на Украине прекратилось. Пока, по крайней мере.
Дальше больше. Министерство внутренних дел Украины возбудило сразу четыре уголовных дела по факту подрыва опор линий электропередач и начало розыск причастных к этим преступлениям. СМИ Украины объявили, что ЛЭП выведены из строя некими «неизвестными лицами». И это притом, что причастные к преступлениям «неизвестные лица» ничуть не скрывались. Напротив — вовсю гордо фотографировались на фоне подорванных ЛЭП и выкладывали фотографии в социальные сети с несколько противоречивыми подписями: «Ура! В Крыму нет света! Крым это Украина!»
Цирк продолжался. Руководитель украинского Бюро противодействия наркопреступности Илья Кива объявил, что никаких конфликтов между правоохранителями и активистами «блокады» Крыма нет и быть не может. Мало того, полиция взялась защищать активистов. Так, на всякий случай. Видимо, чтобы никто не помешал активистам мешать ремонту ЛЭП. На этом Кива не остановился, а потряс аудиторию сообщением, что за выходом из строя ЛЭП на Херсонщине, возможно, стоит «российская специальная разведывательно-диверсионная группа». Чуть позже главный борец Украины с наркопреступностью гордо отрапортовал, что — ура-ура-наконец-то! — разработан план круглосуточной охраны всех ЛЭП в Херсонской области. При этом от ответа, а будут ли в ближайшее время на этих ЛЭП проводить ремонтные работы, Кива уклонился. Одновременно украинская сторона отказалась от помощи России в восстановлении подачи электроэнергии в Крым.
Впрочем, в тот момент Украине стало не до взорванных ЛЭП. Произошло это после того, как вернувшийся от Порошенко Джемилев с нотками печали объявил: «Сложилась очень трудная ситуация. В связи с прекращением электроэнергии сейчас Россия уже прекратила поставки антрацита, а это значит, что будет парализована работа семи электростанций Украины». Официального подтверждения этого «вброса» ни от представителей правительства Украины, ни от представителей правительства России не последовало. Но дело было сделано — украинцы, забыв про взрывы ЛЭП, привычно принялись во всех своих проблемах, как явных, так и мнимых, винить Россию.
На этом фоне практически незаметным для Украины промелькнуло заявление замгендиректора компании «Укрэнерго» Юрия Касича о том, что из-за повреждений ЛЭП произошла аварийная перезагрузка украинских атомных электростанций. Это чрезвычайно опасно, отметил Касич. По его словам, энергосистема Украины так устроена, что сбои влияют на ее функционирование в целом. Кроме того, Касич отметил, что из-за подрыва опор линий электропередачи в Херсонской области не только обесточен Крым, но и существует угроза обесточивания 50% территории Херсонской и Николаевской областей.
Мда… Недаром на севастопольском форуме акцию активистов «блокады» Крыма назвали «выстрелом себе в ногу». В том же ключе, кстати, высказался и официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, отметивший следующее: «Около 20 лет [украинцы] все делали, чтобы крымчане сбежали от них, а сейчас делают все, чтобы они их окончательно возненавидели».
«Крым без света! Но зачем нам это?»
Ну, а что же Крым? Крым переносит произошедшее стоически, без паники. Вот цитаты крымчан, позаимствованные из интернета: «Сами [украинцы] нас за 20 лет приучили к постоянным отключениям, а теперь удивляются — чего не воем от ужаса», «На Фиоленте света нет. Переживем. У меня еще со времен украинщины коробка свечей запасена», «Первая мысль — надо успеть съесть все из холодильника, пока тот не потек. Вторая мысль — надо позвать подруг, а то одной это все не съесть!», «Спасибо Украине. Она еще раз подтвердила, что мы вовремя сбежали из этого дурдома».
Исключительно для симметрии, приведем цитаты сторонников официального Киева: «Ура! Так Крыму и надо!», «Джемилев — молодец!». И в тоже время: «Крым без света! Но зачем нам это?», «Не думаю, что электропинок направит крымчан в нашу сторону».
Заранее просим прощения у читателей за следующую длинную цитату, но уж больно она показательна: «Я вижу, что некоторые уверены: если взорвать электроопоры и прекратить поставки электроэнергии в Крым, оккупированные территории вернутся в Украину. Начнем с того, что полностью без электроэнергии Крым находился около шести часов. Военные объекты вообще ничего не почувствовали, там резервные системы установлены по умолчанию. То есть речь о гражданских — а их уже запитывают от дизельных генераторов. На всех, конечно, не хватит, но в крупных городах пересидят, ожидая, когда их запитают из России. А запитают скоро… В декабре Крым сможет обойтись без украинской электроэнергии. А летом (кто-то сомневается?) Украина будет покупать через Крым российскую электроэнергию. То есть, что произошло? Радикально настроенных товарищей ловко отправили в глухие херсонские степи, чтобы они взрывали там, а не на Банковой. И взрывали то, что скоро не будет нужно. По сути — металлолом… Если говорить только об экономике — взрывы в херсонской степи эффективно и эффектно убрали украинского конкурента перед выходом на крымский энергорынок российского поставщика. Раньше мы продавали Крыму электроэнергию, а скоро будем закупать ее через Крым».
Иными словами, со стороны Крыма мы наблюдаем понимание сути текущего момента. А вот такого же единодушного понимания происходящего со стороны населения Украины как-то не наблюдается. Для значительной части украинцев вопрос, зачем оставлять Крым без электроэнергии, до сих пор остается без ответа.
Турецкий след?
А действительно, почему? Ну не могут же Джемилев и Ко не понимать всю алогичность своих действий? Как, будучи в здравом уме и твердой памяти, можно надеяться на рост к себе симпатий со стороны крымчан, отключая им электричество? Правильный ответ — никак. Следовательно, энергетическая «блокада» Крыма преследует какую-то другую цель? А вот это уже будет ближе к истине. Вернемся на минутку к попыткам продовольственной «блокады» Крыма. Кто от нее выиграл и кто проиграл? Выиграла Турция, а проиграла Украина. Кто выигрывает и кто проигрывает во время энергетической «блокады» Крыма? То, что проигрывает опять Украина, это понятно. Но кто при этом выигрывает? Как ни странно — опять Турция.
Напомним, что в данный момент у Турции с владеющей Крымом Россией очень двусмысленные отношения. С одной стороны, Анкара вместе с Москвой борется против террористов «Исламского государства». С другой стороны, Турция долгое время активно наживалась, приобретая у тех же самых исламистов нефть по демпинговым ценам. В такой ситуации удар по пока еще энергозависимому от Украины Крыму вполне вписывается в картину турецкого демарша против России. Демарша, заставляющего Россию использовать часть своих финансовых ресурсов не для уничтожения террористов в Сирии, а для поддержания жизнедеятельности своего населения в Крыму. Демарша, после которого «крайним», если что, становится не Анкара, а Киев.
Наше право на подобную версию еще больше укрепляет тот факт, что Мустафа Джемилев — это человек, который давно и прочно связан с турецкими спецслужбами. Маленькая деталь: именно на территории Турции и на деньги Турции Джемилев неоднократно организовывал съезды своих сторонников. Наконец, именно Джемилев является кавалером Ордена Республики — второй по значению государственной награды Республики Турция за гражданские заслуги…
Что там в Крыму?
Вернемся к российскому Крыму.
В связи с отключением электричества в Крыму начал действовать режим ЧС, а МЧС предупредило, что это может быть надолго. 23 ноября был объявлен выходным днем, чтобы сократить потребление электроэнергии. Руководство Севастополя сообщило, что в городе из-за ЧС с понедельника не будут работать детские сады, отменено движение троллейбусов. Население попросили зарядить аккумуляторы, запастись водой и без необходимости не включать электроприборы в часы утренних и вечерних пиковых нагрузок. Также крымчан предупредили о возможных перебоях в работе сотовой связи. Министр промышленной политики Республики Крым Андрей Скрынник заявил днем в воскресенье, что, «по данным оперативного мониторинга, большинство предприятий розничной торговли, а также розничные рынки продолжают работать и обладают достаточным запасом товаров для удовлетворения потребительского спроса в полном объеме, несмотря на ограничения поставок электроэнергии».
Аэропорт Симферополя перешел на резервное энергоснабжение и работает по расписанию. Для энергоснабжения социально важных объектов на полуострове были задействованы резервные мощности. Полуостров пытается использовать альтернативные источники питания, запаса которых должно хватить на месяц. «Запас топлива при работе на номинальной мощности всех 13 ГТЭС (газотурбинных электростанций) — 701 час работы (29,2 суток)», — говорится в сообщении Министерства энергетики России. Минэнерго установило и опубликовало график веерных отключений электроэнергии на территории Крыма.
Можно не сомневаться, что вне зависимости от того, отремонтирует ли Украина ЛЭП в Херсонской области или нет, Россия приложит все усилия, чтобы в кратчайший срок вернуть Крыму энергоснабжение в полном объеме. В то же время, Россия вряд ли будет и дальше оставаться безучастной к украинским действиям по дестабилизации ситуации в Крыму.
Пора ответить за террор
Глава Крыма Сергей Аксенов прямо назвал подрыв опор ЛЭП в Херсонской области Украины терактом. С этим заявлением полностью согласилась и прокурор Крыма Наталья Поклонская. Совершенное украинскими боевиками при попустительстве киевских властей деяние полностью подпадает под определения террористической деятельности и террористического акта, содержащиеся в статье 3 федерального закона РФ о противодействии терроризму. Заложниками ситуации, возникшей вследствие взрывов ЛЭП в Херсонской области, стали почти 1,8 млн граждан России. С учетом решительных и беспощадных действий нашей страны в отношении террористов, причастных к гибели российского авиалайнера над Синаем, господам Джемилеву, Чубарову и иже с ними пора бы уже сделать для себя определенные выводы…