Генетики из РФ вычислили механизм возникновения раковых опухолей

Опубликовано 25 декабрь 2015.
Российским генетикам удалось обнаружить неизвестные ранее механизмы возникновения онкологических заболеваний. Доклад об этих исследованиях сделал на Президиуме Академии наук член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией структурно-функциональной организации хромосом Института биологии гена РАН Сергей Разин. Свет на причину запуска опасного недуга, по его мнению, может пролить трехмерная геномика, чем и занимается лаборатория ученого.

Что такое трехмерная геномика? До недавнего времени геном представляли как линию, в которой один за другим, словно бусинки на ожерелье, следуют гены. Однако выяснилось, что это не так. Геном упакован в ядре клетки таким образом, что образует трехмерную структуру, в которой не случайно сближены отдельные его части. Эта «сближенность» определяет саморегуляцию генома — где и какие гены должны включиться или выключиться.

«Клеточное ядро в течение многих лет рассматривают, как колбочку, в которой происходят разные химические реакции, — пояснил Сергей Разин. — Теперь ясно, что это не колбочка, а, скорее, офисное здание, где каждой комнате предписана своя определенная функция. Каждый человек, который имел дело с бумагооборотом, знает, что если папка с бумагами попадет не в ту комнату, то она в лучшем случае потеряется, а в худшем — будет использована не по назначению. Именно так и работают генетические механизмы».

Какие гены включаются или выключаются при различных заболеваниях, может задаваться не только порядком их следования в линейном геноме, но и взаимным влиянием удаленных друг от друга частей, которые уложены в трехмерные структуры. Проведя анализ генетической структуры клеток здоровых и больных людей, группа Разина пришла к выводу, что в здоровых клетках определенные гены, скажем, такой ген, как Ccnd1, связанный с возникновением лимфомы мантийной зоны, находится далеко от ядрышка (то есть участка хромосомы, на котором происходит синтез рибосомных РНК — ИА REGNUM). В больных клетках происходит так называемая транскрипция гена — он подтягивается к ядрышку. Значит, механизм возникновения этого вида рака связан с движением генов, их сближением с ядрышком клетки.

О причинах возникновения рака продолжают спорить, до конца они не известны. Говорят о влиянии наследственности, канцерогенах, стрессе, механическом и ультрафиолетовом воздействии и других причинах, которые играют роль спускового крючка. Можно вспомнить классику: в толстовском рассказе «Смерть Ивана Ильича», пытаясь показать обойщику, как следует вешать гардины, герой упал с лесенки и ударился, что стало причиной начала онкозаболевания.

О том, почему причина рака до сих пор до конца не ясна и что нового дает изучение трехмерной структуры генома, ИА REGNUM поинтересовалось у члена-корреспондента РАН, заведующего лабораторией структурно-функциональной организации хромосом Института биологии гена РАН Сергея Разина.

— Трехмерность генома была известна и до нас. Мы раскрыли, как методом простой самоорганизации это складывается. Потому что у нас модно искать какие-то потусторонние силы, а мы показали, что здесь оперируют простые физические законы, то есть вернулись к тому, что утверждали классики молекулярной биологии в 50-е годы, когда они говорили, что воспроизведение генетической информации — обычный химический процесс. ДНК делится — воспроизводится последовательность генов. Мы показали, что простые физические законы направляют укладку всей этой сложной трехмерной структуры.

ИА REGNUM: Ваша работа ставит точку в понимании механизмов возникновения рака?

— У нас сильны стереотипы в науке: сказал кто-то первый, что здесь недалеко активатор находится, и все стали рассуждать так, игнорируя очевидные вещи. Мы показали, что работает совершенно другой механизм. Это значит, что те, кто боролся с этим, боролся не с тем врагом. Самое страшное, когда враг вообще неизвестен, как чума в Средние века. Она косила всех в Европе, и казалось, что это — кара божия, а выяснилось, что это бактериальное заболевание, которое лечится антибиотиком. Кто внес больший вклад в победу над чумой? Наверное, большинство скажет — тот, то изобрел антибиотики. А я бы сказал, что голландский лавочник Левенгук, который изобрел микроскоп и открыл для человечества микромир. Важны концептуальные вещи, заставляющие думать в другом направлении. Решение практическое найдется. Сейчас, например, есть эпигенетические лекарства…

ИА REGNUM: Что это такое?

— Это некий набор химических агентов, который действует на метки, определяющие, какие гены будут работать, а какие не будут. Агенты, которые вносят изменения в эти метки, известны. Но к чему это приводит, никто не знает и даже не пытается узнать. Большинство фармацевтических компаний просто последовательно берут все эти агенты и смотрят, что получится. Такие работы, как наша, которые показывают механизмы и возникновения заболеваний, и укладки хроматина, открывают возможность более адресного зонирования такого рода лекарств. Потому что понятно, на что нужно воздействовать. Простой метод перебора очень дорог и длителен.

ИА REGNUM: Какие это открывает подходы к диагностике и лечению рака?

—Подходы уже сейчас меняются. Существуют диагностические тесты, которые позволяют, в том числе, видеть пространственную организацию генома, например, где находятся гены в ядре. Когда складывается понимание о том, как это устроено, это всегда способствует созданию диагностических средств. Например, те же самые хромосомные перестройки раньше получали как? Смотрели картинки с метафазными хромосомами, а сейчас продаются коммерчески доступные пробы, которые позволяют в ядре все цветом покрасить, это делается очень быстро и легко показывает наличие диагностически важных перестроек. Фармацевтические компании очень следят за развитием науки — как только видят минимальную возможность что-то приложить, они это делают на всякий случай, чтобы не отстать.

ИА REGNUM: Если подтвердится теория, о которой вы рассказали, после клинических испытаний, то что удастся сделать? Сдвигать гены от ядрышка или что?

—Вопрос не в том, чтобы двигать гены, а почему они первоначально туда двигаются. Как и почему происходит эта перестройка? Тогда можно найти способы, как этому препятствовать. Есть опасные моменты, когда лечат больных раком, то нередко возникает вторичный лейкоз из-за химиотерапии. То есть один рак вылечат, а через какое-то время появится лейкоз. Так вот, в момент обработки химическими агентами можно будет обрабатывать еще чем-то, чтобы снизить негативные побочные эффекты. Такая перспектива просматривается. Не на завтра-послезавтра, но в обозримом будущем.

На вопрос ИА REGNUM, когда это может произойти, заведующий лабораторией структурно-функциональной организации хромосом Института биологии гена РАН Сергей Разин ответил, что в течение десяти лет или быстрее. «Сегодня наука развивается стремительно, — добавил он, — то, что сейчас делается, три года назад нельзя было даже предсказать».