Кому и за что было выгодно "убрать" Улюкаева

Опубликовано 16 ноябрь 2016.
С прошлой ночи политизированная аудитория пристально следит за развитием событий, которые еще накануне, казалось, невозможно было себе вообразить.

Министр экономического развития России задержан по обвинению в вымогательстве взятки в размере 2 млн долларов США – с решением вопроса об избрании ему меры пресечения в том самом Басманном районном суде. Причем по версии следствия, незаконное вознаграждение было получено федеральным министром за положительное решение по другому «громкому» сюжету – о приобретении ПАО «НК Роснефть» 50-процентного государственного пакета ОАО «Башнефть». Без преувеличения, сделка года была закрыта 12 октября и обошлась «Роснефти» в 329 млрд 690 млн рублей, поссорив друг с другом сразу несколько влиятельных политико-экономических кланов. Znak.com припомнил хронологию необъявленной и еще неоконченной войны, на которой министр Улюкаев, вполне вероятно, станет не последним «сбитым летчиком».

Война Игорей Ивановичей

Предыстория конфликта уходит в 2014 год, когда Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры и признал незаконным факт приватизации ОАО «Башнефть». Тогда в результате череды сделок компания сперва стала собственностью экс-главы Башкортостана Муртазы Рахимова, а потом отошла АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Сам Евтушенков, что характерно, на тот момент находился под домашним арестом, а сразу после изъятия у него «Башнефти» вышел на свободу. Дело против него закрыли за отсутствием состава преступления.

В начале 2016 года стало известно о планах правительства по приватизации сначала «Башнефти», а потом и «Роснефти». После чего и забурлило. 
Сначала оппозиционный политик Алексей Навальный опубликовал в своем блоге очередное нашумевшее расследование. Ему стал известен бортовой номер самолета, которым пользуется первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Навальный обвинил Шувалова в том, что самолет, который, по мнению блогера, находится у того в пользовании, не задекларирован. А в качестве «перченой детали» упомянул жену вице-премьера, которая использует лайнер для перевозки собак породы корги на выставки по всему миру. 

Далее Навальный опубликовал историю о скупке в интересах Шувалова сверхдорогих квартир в знаменитой высотке на Котельнической набережной, где вскоре должен пройти грандиозный капремонт – разумеется, за госсчет.

Игорь Шувалов тогда организовал закрытую встречу для представителей СМИ. Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов стал единственным журналистом, которому разрешили об этой встрече рассказать. Шувалов заверил собравшихся, что упомянутый в расследовании Алексея Навального борт каждый раз арендует. И что не является его владельцем или основным пользователем, а если его жена использует частный самолет, то честно, как и он сам, оплачивает каждый перелет – как за вызванное такси. 

Что касается квартир в доме на набережной, то Шувалов, по его признанию, и не собирается жить там, используя недвижимые объекты как инвестиционные вложения в слепой траст. «Вы предпочли бы, чтобы я на госприватизации зарабатывал?» – пересказывали участники встречи аргументы вице-премьера.

На фоне этих скандальных историй высокопоставленный чиновник в правительстве рассказывал Znak.сom, что позиция вице-премьера Игоря Шувалова, его коллеги Аркадия Дворковича, а также героя сегодняшних новостей Алексея Улюкаева является консолидированной. Предпочтительным покупателем госпакета «Башнефти» считается «Лукойл» Вагита Алекперова, а «Роснефть» даже не будет допущена к торгам. Руководство «Роснефти», впрочем, считало иначе. 

И именно тогда в политическом истеблишменте, уловившем эти разногласия, зашептались о начале войны «Игорей Ивановичей» – Шувалова и Сечина.

«Ответка» не заставила себя ждать. «Новая газета» опубликовала расследование, согласно которому молодая жена Игоря Сечина проводит время, путешествуя по миру на сверхроскошной яхте «Святая княгиня Ольга», не соответствующей даже внушительным доходам ее супруга. Ольга Сечина в итоге подала иск против «Новой газеты», обвинив издание во вторжение в частную жизнь и распространении недостоверных сведений. Суд первой инстанции ее жалобу удовлетворил и обязал газету уничтожить тираж, удалив также материал со своего сайта. Однако газета обжаловала это решение, продолжение тяжбы Мосгорсуд назначил на 30 ноября. 

Спустя некоторое время уже газета «Ведомости» опубликовала расследование, согласно которому Игорь Сечин строит возле санатория «Барвиха» на участке площадью 3 гектара дом потенциальной стоимостью около 60 млн долларов США. Реакция героя публикации была той же: суд первой инстанции обязал «Ведомости» уничтожить тираж издания. Редакция обжаловала это решение и готова бороться дальше.

Разворот над «Башнефтью»

Тем временем события вокруг приватизации «Башнефти» шли свои чередом. В августе агентству Bloomberg стало известно, что президент Владимир Путин принял окончательное решение, отказал главе «Роснефти» в просьбе об участии в торгах по «Башнефти». С обоснованием решения выступил Улюкаев, назвал участие «Роснефти» в торгах «нецелесообразным». Об этом же говорил Дворкович, а помощник президента Андрей Белоусов и вовсе назвал такую идею «глупостью».

Но вскоре ситуация вдруг изменилась: «Роснефть» не только осталась в числе претендентов, но и стала фаворитом. Причем, что интересно, Улюкаев ее планы на «Башнефть» неожиданно одобрил. В итоге, как уже говорилось, сделка была благополучно закрыта. 

В кулуарах активно обсуждалось, что ситуацию в корне могло переломить одно-единственное событие: это прямой разговор Игоря Сечина с Владимиром Путиным, в ходе которого глава «Роснефти» склонил главу государства на свою сторону.

Впереди – приватизация самой «Роснефти». Считается, что главным претендентом на саму себя является «Роснефть». Так что впору упомянуть еще об одном конфликте, который разгорается уже вокруг этой приватизации и в котором снова участвуют Сечин и экономический блок правительства. 11 апреля издание РБК опубликовало знаменитую статью «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от ВР». В статье утверждалось, что покупателей 19,5% акций «Роснефти», которые планируется продать в 2016 году, могут обязать не заключать акционерное соглашение с ВР, владеющей 19,75% акций компании. То есть рассказывается о том, что Сечин фактически попросил правительство ограничить права покупателей приватизируемых акций. 

Знаменитой статья стала потому, что в ответ Игорь Сечин выкатил к изданию претензии на рекордные 3 млрд рублей – за ущерб репутации компании. При этом многим стало ясно, что утечку, которая вывела главу «Роснефти» из себя, дали именно в экономическом блоке правительства.

Защита Улюкаева пока не обозначила свою позицию подробно. Адвокат Тимофей Гриднев лишь упомянул, что «произошедшее в офисе «Роснефти» – это провокация в отношении государственного чиновника». Более того, нет никакого внятного объяснения, как один из главных противников покупки «Башнефти» «Роснефтью» стал горячим ее сторонником и почему смолчали остальные представители экономического блока в Белом доме. 

И если вопрос действительно был решен на уровне первого лица, то как мог министр осмелиться вымогать взятку? 
Более того, абсурдно сама по себе выглядит формулировка об угрозах Улюкаева Сечину – слишком несопоставим их аппаратный и политический вес. В пользу Сечина, разумеется, не случайно назвавший «малоправдоподобной» историю с вымогательством Григорий Явлинский заметил, что это все равно, как если бы Улюкаев требовал взятку у Путина.

Сечин как супер-фигура

Глава правительства Дмитрий Медведев обсудил задержание министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева с Владимиром Путиным, а также – протокольно, разумеется, – высказался за проведение тщательного расследования. По делу задержанного при получении взятки министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева пока слишком много вопросов, необходимо объективное расследование, заявил председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Чубайс сообщил, что он в шоке, Дворкович отказался от комментариев…

«Системные либералы обескуражены, Кудрин буквально повторил Медведева – общая беда объединяет», – комментирует реакцию истеблишмента глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Интересно, по его словам, в этой ситуации выглядит Сечин. Из серого кардинала он мгновенно превратился в простого руководителя госкорпорации, да еще и жертву вымогательства всесильного министра. «То есть «Роснефть», оказывается, живет по общим правилам, а сам Сечин в бизнес-сообществе – лишь первый среди равных, и даже его компания может попадать в ситуацию, когда у нее вымогают взятку», – считает Калачев. 

Руководство «Роснефти» осознано пошло на некоторые имиджевые потери, которые в дальнейшем обернутся имиджевыми приобретениями. 

Политолог Аббас Галлямов говорит о серьезном успехе Игоря Сечина. «Теперь дело выглядит так, будто все, кто противился сделке по покупке «Роснефтью» «Башнефти», делали это не по идейным соображениям, а просто в надежде подзаработать. Все соперники Сечина сейчас под ударом. Даже если никакой реальной фактуры против них нет, они будут вынуждены залечь на дно. Просто на всякий случай», – прогнозирует эксперт. По той же причине, считает он, противиться покупке «Роснефтью» республиканского пакета «Башнефти» уже не станет и руководство Башкортостана. 

«Неясно ведь, какие показания и на кого даст Улюкаев (уже согласившийся сотрудничать со следствием – прим. ред.) и какие вообще материалы есть у следствия. 
Команда Сечина недовольна тем, как управлялась «Башнефть» при прежнем руководстве, многое указывает на то, что многие активы из компании были выведены, и фактура по этому поводу вполне может оказаться у следователей. А ведь там стоят подписи и подчинённых Рустема Хамитова», – рассуждает Галлямов.

В политическом истеблишменте в последнее время модно проводить исторические аллюзии. То сравнивают нынешнюю общественную апатию и копящиеся отрицательные эмоции к власти с ситуацией конце 80-х. То рефлексируют по поводу «парада суверенитетов» начала 90-х. Ситуация с приватизацией «Башнефти» пока напоминает известный скандал с приватизацией государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест», положившей начало самой масштабной войне околокремлевских кланов, которая поссорила бизнесмена Бориса Березовского с Анатолием Чубайсом и другими «младореформаторами». И впоследствии дорого обошлась все участникам конфликта: «младореформаторы» ушли в отставку, а Березовский в итоге растерял былое влияние и вскоре оказался в эмиграции, где при загадочных обстоятельствах ушел из жизни.

В нынешней ситуации серьезный удар нанесен по правительственным «либералам» и в целом по правительству Дмитрия Медведева. Игорь Сечин же оформляется в супер-игрока – фигуру, по влиянию сопоставимую разве что с президентом. Но именно в этом влиянии его уязвимое место. Достаточно будет грамотно донести это сравнение до самого президента, в чем наверняка найдутся желающие поучаствовать. Первое лицо пока в России одно, и равных рядом с собой оно явно не потерпит.

Другие новости России

Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости