Ученые спрогнозировали риск цунами у берегов РФ на тысячу лет вперед

Опубликовано 14 март 2017.
 Российские ученые закончили создание карты цунами-опасности возле Дальневосточного побережья страны и в Черном море, передает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

В работе приняли участие сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН, Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, а также представители других научных коллективов. Проект был связан с необходимостью выработать оценку цунами-риска в долгосрочной перспективе.

Ученым пришлось не только создавать математические модели цунами, но и анализировать огромный наблюдательный материал по сейсмологии и региональной сейсмотектонике, а также выяснять закономерности цунамигенных землетрясений. Работу исследователей затрудняло то, что массив научных данных был ограничен: например, инструментальные записи цунами на Дальнем Востоке начали регистрироваться только с середины 1950-х годов.

Ученые рассчитали карты цунами-опасности Дальневосточного побережья и берегов Черного моря на сто, двести, пятьсот и тысячу лет. Несмотря на то, что подобные периоды выходят за рамки "горизонта планирования" человека, не учитывать возможность внезапного появления разрушительных цунами нельзя, считает заведующий лабораторией изучения цунами ИВМиМГ СО РАН доктор физико-математических наук Вячеслав Гусяков.

"Все восточное побережье Камчатки и Курильских островов находится в зоне высокого цунами-риска. На интервалах в двести и более лет здесь возможны цунами высотой в 10-15 метров, защититься от которых невозможно", — цитирует Гусякова "Наука в Сибири".
Для побережья Берингова, Охотского и Японского морей уровень угрозы оказался значительно ниже. Ученые выяснили, что за последние 2 500 лет около 50 случаев цунами наблюдались и в Черном море.

Данные исследователей помогут в разработке детальных карт цунами-опасности, которыми необходимо руководствоваться при сооружении объектов в регионе. Карты же будут применяться для совершенствования Службы оперативного прогноза цунами и планирования защитных мероприятий.