«Фантазии неуместны — нарушители границы будут сбиты»: эксперт оценил проект Минобороны России

Опубликовано 11 январь 2019.

В проекте постановления правительства, разработанном Минобороны России, предложено разрешить сбивать гражданские самолеты — нарушители воздушной границы РФ.

Согласно документу, по таким самолетам должен открываться огонь на поражение, если есть реальная угроза, что их преднамеренное крушение обернется экологической катастрофой, массовой гибелью людей или уничтожением стратегических объектов. Если такой опасности нет, «оружие и боевая техника дежурных сил на поражение не применяются».

Как рассказал в эксклюзивном интервью Федеральному агентству новостей военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, необходимость в подобных изменениях назрела давно.

«У нас был закон об обороне госграницы от 1994 года. Его формулировки уже не соответствуют нынешней изменившейся ситуации», — пояснил Алексей Леонков.

Как напомнил эксперт, в законе о противодействии терроризму прописаны действия в ситуации, когда самолет захвачен террористами и направляется на стратегически важные объекты.

«В этом случае по нему могут применять вооружение», — указал эксперт, добавив, что сама процедура применения оружия четко регламентируется.

«Сначала связываются с бортом и, если он не отвечает, направляют на его перехват истребители или вертолеты. Если экипаж не реагирует на предупреждения, ему подают знаки, делают предупредительные выстрелы — и, если его не удается принудить к посадке, открывают огонь на поражение», — рассказал собеседник ФАН.

Как сообщил Алексей Леонков, в проекте постановления, который подало Минобороны, прописана четкая процедура, кто за это ответствен.

Из самых известных инцидентов, связанных с гражданскими самолетами, на память сразу приходит случай с немецким пилотом Матиасом Рустом, который в мае 1987 года на самолете «Сессна» беспрепятственно пролетел над Крымским мостом и сел на Васильевском спуске у Московского Кремля.

По словам Леонкова, это произошло потому, что долго не могли решить, кто же отдаст команду сбить самолет.

«В результате пролета Руста была вскрыта вся система ПВО СССР. По этому поводу очень хорошо отработали спутники-разведчики США.

После этого были проведены кадровые чистки в командовании войск ПВО», — напомнил о событиях 30-летней давности собеседник ФАН.

Впрочем, можно вспомнить и более ранние события с корейскими самолетами советского периода. Еще свежи в памяти события в день открытия зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, когда поступили сигналы о захвате пассажирского самолета Харьков — Стамбул, которые, к счастью, не подтвердились.

Данный пробел в законодательстве постоянно напоминал о себе после событий 11 сентября 2001 года, когда гражданские самолеты атаковали военные и стратегические объекты на территории США.

«Так что действия по предотвращению подобных инцидентов нужно было закрепить законодательно», — считает военный эксперт журнала «Арсенал Отечества».

И здесь, по мнению Алексея Леонкова, весьма характерна реакция некоторых СМИ на законодательную инициативу российских военных.

«Сейчас либеральная пресса вырывает фразы из контекста, заявляя, что теперь «Россия будет сбивать самолеты с гражданскими людьми», — негодует эксперт.

В связи с этим можно вспомнить, что 3 июля 1988 года американцы, не церемонясь, без повода, сбили над Персидским заливом иранский гражданский самолет, заявив об ошибке. Хотя ряд факторов указывает на то, что это было сделано преднамеренно.

Извиняться США тогда не стали. А общий тон комментариев был примерно такой: «Реакционный режим, так ему и надо». А то, что при этом погибли 290 гражданских, никого не интересовало.

Алексей Леонков напомнил, что во многих странах мира четко прописано, когда и в каких случаях открывается огонь по воздушным судам-нарушителям.

«Нигде нет такого огульного правила, что самолет залетел по ошибке — и его тут же сбили. Нет такого и у нас, нет и не будет», — сообщил эксперт.

Также он добавил, что «фантазии на эту тему попросту неуместны». Нарушители будут сбиты.

«Есть четкие нормы и правила, как действовать по перехвату нарушителя воздушной границы. Есть множество нюансов, которые не просто должны быть закреплены законодательно, но и определены процессуально.

Вот и министерство обороны восполняет пробелы в нашем законодательстве», — резюмировал Алексей Леонков.
 
 

Самое читаемое за неделю

Видео дня

       

Последние новости