
Судя по поведению близких к Кремлю собеседников, резкое нарастание конфликта между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и либеральной оппозицией оказалось неожиданным для федеральных властей. Еще в конце прошлой недели и в начале выходных собеседники в Кремле были миролюбивы: да, Кадыров погорячился в тоне заявлений, но ни в коем случае не хотел назвать «врагами народа» либералов, а под «несистемной оппозицией» имел в виду не, к примеру, ПАРНАС, а лишь экстремистов и потенциальных террористов. При этом Кадырову, говорили источники, и так бы объяснили все кулуарно, так что красноярский депутат Константин Сенченко и уполномоченный по правам человека Элла Памфилова погорячились, выпустив резкие ответные заявления и спровоцировав нарастание реакции уже с чеченской стороны.
Но уже в субботу вечером конфликт получил продолжение. Ряд чеченских политиков разместили у себя в соцсетях заявления, в которых несистемная оппозиция названа уже поименно — либеральные правозащитники, журналисты, политики, а также выражена готовность к исполнению любых приказов лично Рамзана Кадырова.
Апофеозом стала выложенная в Instagram председателя парламента Чеченской республики Магомеда Даудова фотография овчарки Кадырова — Тарзана, с комментарием, что тот рвется с поводка и его «еле сдерживают», а также что у Тарзана «чешутся клыки» на некоторых «кобелей» - «пекинеса Каляпу, защищающего права тех, кого подскажут», «таксу Веню с громким "Эхо”», «пса Пономарева, обитающего в мусорном ящике недалеко от Госдумы РФ», «Яшку-дворняжку» (очевидны аллюзии на правозащитников Игоря Каляпина, Льва Пономарева, главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, оппозиционера Илью Яшина).
Хроника противостояния Конфликт начался 12 января, когда Рамзан Кадыров сделал на встрече с журналистами публичное заявление о том, что несистемная оппозиция является врагами народа. «Представители несистемной оппозиции пытаются нажитьcя на сложной экономической ситуации. К таким людям надо относиться как к врагам народа, предателям... Они играют в придуманную западными спецслужбами игру, пляшут под их дудку... Этих людей надо судить по всей строгости за их подрывную деятельность». Ответ Кадырову неожиданно прозвучал из Красноярска.
Депутат горсовета Константин Сенченко в своем Facebook написал, что Кадыров назвал его «врагом России», однако сам Кадыров является «позором России», так как он «дискредитировал звание академика... Героя России... главы региона». Спустя сутки Сенченко принес извинения Кадырову, отметив, что с ним «поговорили» «уважаемые люди». При этом телеканал «Грозный ТВ» опубликовал запись телефонного разговора с извинениями, не сумев толком объяснить, откуда он ее получил. Позже Кадыров опубликовал в своем Instagram короткое видео с извинениями Сенченко. За несистемную оппозицию вступилась и Элла Памфилова, уполномоченный при президенте по правам человека. Она отметила, что этими словами глава Чечни оказывает «медвежью услугу» президенту Владимиру Путину, так как нельзя считать «несогласных» «врагами народа».
На слова Памфиловой отреагировал депутат Госдумы от Чеченской республики Шамсаил Саралиев. Он опубликовал в своем Instagram коллаж, где фотография Памфиловой была размещена рядом с фотографией убитого Немцова, и сопроводил его словами о том, что Памфилову ввели в заблуждение, что Рамзан Кадыров установил в Чечне мир, порядок и стабильность, а ей самой стоит вообще «выпить валерьянки» и принести чеченскому лидеру извинения.
После извинений Сенченко оппозиционные политики начали публиковать в своих аккаунтах в соцсетях хэштэг «КадыровПозорРоссии» с комментарием, что всех глава Чечни извиниться не заставит, а, к примеру, журналисты телеканала «Дождь» Павел Лобков и Ксения Собчак, напротив, опубликовали иронические «извинения»