
Россия на переговорах об интеграции предложила Белоруссии создать 12 наднациональных органов. Политолог Богдан Безпалько уверен, что эти органы не повлияли бы на суверенитет Белоруссии.
В ходе переговоров по интеграции Россия выступила за создание суда Союзного государства, единой счетной палаты, таможенного, налогового и антимонопольного органа. При этом предлагалось объединить регуляторы в области транспорта, промышленности, сельского хозяйства и связи. Также упоминалось создание единой валюты. Согласно документу, предполагается разработка совместной стратегии Москвы и Минска в сфере обороны и общей базы данных правоохранительных органов.
Предложения Москвы в рамках диалога об интеграции с Белоруссией прокомментировал член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
«Было предложение по развитию и реализации Союзного договора 1999 года. Если его внимательно почитать, то все эти наднациональные органы предполагаются к созданию в рамках этого подписанного обеими сторонами договора. Эти органы не являются инструментом по поглощению Белоруссии. Россия и Белоруссия как субъекты сохраняются, но при этом появляется третий субъект — Союзное государство, которое должно обладать каким-то органами [управления]. Пока что у него нет никаких органов», — пояснил Безпалько в беседе с Федеральным агентством новостей.
В случае, если бы предполагалось утверждение главы, формирование парламента и принятие Конституции Союзного государства, то, естественно, оба государства делегировали бы часть своего суверенитета новому образованию, говорит эксперт.
«Но в любом случае суверенитет Белоруссии обеспечивается не ее вооруженными силами, а Российской Федерацией, которая объявила, что любое вмешательство в дела Белоруссии будет рассматривать как вмешательство в собственные внутренние дела. Если бы не подобного рода предупреждения, то в Белоруссии произошел бы госпереворот или цветная революция», — заявил политолог.
Кроме того, Безпалько рассказал, почему президент Белоруссии приостановил планы Москвы по интеграции обоих государств.
«Для [президента Белоруссии Александра] Лукашенко интеграция означает возможность получения гигантских материальных ресурсов со стороны России при полном отсутствии движения навстречу. Он хотел бы сохранить такой вариант, и поэтому выступил против создания наднациональных органов. Тогда пришлось бы урегулировать проблемы в рамках реального Союзного государства, а также унифицировать налоговую политику, бороться с контрабандой и санкционкой», — сказал эксперт.
Напомним, первые шаги по созданию Союзного государства Москва и Минск предприняли 8 декабря 1999 года, когда была принята программа по реализации положений общего для двух стран документа. К осени 2019 года президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли решение сосредоточиться на обсуждении 30 «карт», принять их пакетом, а позднее, возможно, вернуться к проработке 31-й «карты».
В феврале замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак после окончания российско-белорусских переговоров в Сочи заявил, что консультации по интеграции будут продолжаться.